Перед вами седьмой очерк, говорящий об экономической экспансии Кирилло-Белозерского монастыря и завершении процесса формирования монастырской вотчины в Умбской волости. «Превращение Умбы в монастырскую вотчину. Владения Кирилло-Белозерского монастыря в Умбской волости».

Центральным моментом в истории Умбы и её прихода стала хозяйственная «экспансия» Кирилло-Белозерского монастыря в 70-х – начале 80-х годов XVI века. Его следствием стали перераспределение хозяйственных структур волости, перестройка приходской жизни и формирования нового по своему статусу населения (переход крестьян из разряда вольных в монастырские). Этот глобальный «слом» прежних устоев был бы невозможен без официальной поддержки со стороны государства.

Как ранее нами отмечалось, именно центральная власть направила колониальные амбиции крупных монастырей на окраины Новгородской земли, нарушив прежде бывшую «монополию» Соловецкого монастыря. За этим скрывались сложные политические и экономические противоречия, продиктованные курсом на формирование централизованной самодержавной монархии.

Возникнув в 1397 году, община преподобного Кирилла Белозерского строилась первоначально на строгом «нестяжательном» уставе. Однако после смерти преподобного основателя и ухода наиболее деятельной части общины на новые места жизнь монастыря меняется в сторону крупной церковной вотчины. Во многом этому способствовало то, что, начиная с великого князя Василия Васильевича Тёмного, московские государи видели в Кирилло-Белозерской обители опору не только своей политики в Белозерском крае, но и в борьбе с Новгородом, частью которого было Заволочье и Поморье.

Условия для «экспансии» кирилловских монахов в Беломорье начал создавать ещё великий князь Василий III. Именно он в 1528/29 году выдал тарханную грамоту на беспошлинную торговлю «каргопольской» солью в Москве в годовом объёме 10 тысяч пудов. Однако Иоанн IV в 1556 году отменил эту льготу, «компенсировав» её монастырю правом купить новые угодья на сумму 200 рублей. Лишь двенадцать лет спустя это право было частично реализовано приобретениями в Золотице, с чего началось реальное хозяйственное проникновение кирилловцев на Белое море. В 1569 году жалованная грамота Иоанна IV утвердила первые осуществлённые приобретения в регионе.

Обосновавшись в Золотице, Кирилло-Белозерский монастырь обратил свои взоры на Умбу как удобную факторию для рыбного и соляного промыслов. Самым ранним документом, свидетельствующим о проникновении монахов Белозерской обители на Терский берег, является «данная» на «лук» земли с угодьями и двором от 1572 года. После непродолжительной паузы кирилловцы в 1575/76 году сделали две основополагающие покупки, создав полноценное подворье в Умбе. Во-первых, они приобрели у Семена и Федора Поздеевых детей Пирожниковых угодья с «хоромами» за 50 рублей. И, во-вторых, у Саввы Федорова сына Водникова куплено четверть «лука» «промеж умбскими жильцы». Всего к началу 1577 года за монастырём числилось два «лука». 6 января 1577 года царь Иоанн Грозный пожаловал Кириллов монастырь ещё тремя «луками» в волости и правом беспошлинной ловли рыбы в устье реки Умба. Это пожалование подтолкнуло игумена Козму к активной скупке «луков» именно здесь. Весной 1577 года куплено три участка, а летом того же года заключено ещё не менее семи-восьми сделок (один из документов сложно точно датировать, и он лишь условно отнесён к указанному периоду) на угодья в размере пяти «луков». В первой половине 1578 года покупки возобновились. В результате к лету 1578 года Кирилло-Белозерский монастырь владел в Умбской волости 10 «луками», что делало его основным экономическим игроком в данном районе. В результате «экспансии» игумен Козма решил обратить оставшуюся часть «чёрных» (немонастырских) «луков» в собственность Кириллова монастыря. С этой целью он обратился с челобитьем к царю, испрашивая «для монастырского обиходу» 22 «необельных» лука и речку Оленицу в придачу.

27 июня 1578 года Иоанн IV дал жалованную грамоту Кирилло-Белозерскому монастырю на 32 «лука» (10 купленных и 22 приписанных) в Умбской волости. На основании этой грамоты 26 августа Захарий Дмитриев сын Сущев осуществил отпись Умбской волости. Согласно этому документу, Кирилло-Белозерской обители отходили 32 «лука», 43 тони на море и реках, 5 амбаров, 7 соляных варниц, мельницы, 46 крестьянских дворов в Умбе и 4 двора в Вялозере. При отписи не учитывались владения Печенгского монастыря (они были автоматически переданы кирилловцам) и игнорировались интересы Соловецкой обители (права которой повсеместно нарушались). Фактический захват волости одним из вотчинников (Кирилло-Белозерским монастырем) положил начало многолетнему конфликту между Соловецким и Кирилловым монастырями.

При Иоанне Грозном оспаривать сложившуюся ситуацию в открытую ни Печенгский, ни Соловецкий монастыри не решались. Они выступали в роли просителей, уговаривая «старшего» собрата вернуть или компенсировать утраченные владения. В результате Печенгский монастырь полностью уступил все свои владения в 1581/1582 году.

Соловки оказались менее сговорчивыми и решили бороться за свои владения до конца. 7 марта 1580 года после продолжительных переговоров игумен Козма с братией сформулировали условия раздела Умбской волости с Соловецким монастырём в приговорной («полюбовной») грамоте. Игумен Косма признавал за Соловками права на 10 «луков», возвращал подворье в Умбе («дворец Сенкинский Яргачева»), обещал не вести хозяйственную деятельность в реках Куз, Хлебной и в Чёрном ручье, а также соглашался ловить рыбу в реке Умба общими неводом и забором, деля пойманное согласно «лукам» (то есть в пропорции три к одному). В июне 1580 года кирилловским старцем Христофором и соловецкими старцами Кирьяком и Селиваном была подписана раздельная грамота на условиях Кириллова монастыря. Она конкретизировала условия раздела волости между двумя обителями. В частности, по жребию были распределены тоневые участки. За кирилловскими старцами закреплялись Сосновка, Оленица и Мосеево. За соловецкими старцами – Пильская губа с рекой и Хлебные озёра. Кузрека делилась «чересполосно», при этом приоритет отдавался Белозерскому монастырю. Следует признать, что Соловецкий монастырь не был доволен результатами такого раздела, поэтому при первой же возможности оспорил раздельную грамоту.

18 марта 1584 года умер Иоанн Грозный. Ему наследовал кроткий и набожный Феодор Иоаннович. Реальная власть сосредоточилась в руках нескольких боярских группировок. Начался пересмотр результатов правления Грозного царя. В церковной истории нашего края главным моментом стала нормализация канонического положения Двинской земли, включавшей в себя Терский берег. Вместо сомнительного двойного подчинения вологодскому и новгородскому архиереям, сложившегося в начале 70-х годов государевой волей, соборным приговором 1584 года Двинская земля возвращалась под омофор новгородского владыки.

В том же году начался пересмотр раздела Умбской волости, завершившийся новой отписью 1584/1585 года, составленной подьячим Г. Никитиным. По новому делению вся волость состояла из 42,3 «луков», из которых к Кирилловскому монастырю отходил 31,5 «лук», а к Соловецкому – 10,8 «луков». За кирилловскими старцами закреплялось 28 дворов с 44 крестьянами, амбары, мельница и 41 тоня. Соловкам отводилось 14 тоней. В целом без особых изменений такое деление Умбской волости будет сохраняться до секуляризации церковно-монастырских владений в 1762 году.

Отпись 1584/1585 года стала завершающим моментом в процессе превращения мирской «необельной» волости в монастырскую вотчину. В результате всё население (включая местное духовенство) попало в категорию зависимых монастырских крестьян, а система множества приходов в одной волости сменилась единством церковно-приходского управления, контролируемого монастырями-вотчинниками.

Конец XVI столетия ознаменовался новыми испытаниями для Умбы и её прихода, о чём мы поговорим в следующий раз.

иеромонах Никодим (Коливатов)

Просмотров (23)

Комментарии закрыты.