Место Церкви в «эру Водолея»: взгляд историка

В православной иконографической традиции первыми идут в ад те, кто должен был вести ко спасению…

Данная статья возникла скорее из прошлого автора как профессионального историка, чем из клерикальных интересов. Я начал свой путь в Церковь именно как историк, осознавая христианское откровение как вторжение трансцендентного Божества в пространство человеческого изменчивого бытия. Поэтому, даже уже пребывая в Церкви, являясь частью Тела Христова и нося в себе благодатный дар священства, я всегда пытался абстрагироваться от конфессиональной принадлежности и посмотреть как бы извне на прошлое и настоящее Церкви Странствующей, то есть Её земной оболочки. Прошло более двадцати лет, как я, странный худощавый студент истфака с воспалённым взглядом подростка, вошёл в Церковь, и Она стала предметом моей веры, которая сделала меня христианином. Все эти двадцать лет я наблюдал, отвергая одну за другой иллюзии, за земным образом Небесного Царства. Одним из наблюдений и хотелось бы поделиться.

Мой опыт историка подсказывает, что современная Церковь вошла в новую стадию земной жизни. С одной стороны, Церковь, как земная организация, достигла неоспоримой зрелости и впервые со времён апостолов готова давать ответы почти на любые вопросы современности. Причём эти ответы не исходят «от ветра главы своея», а базируются на соборном опыте двухтысячелетнего Пути. С другой стороны, впервые за две тысячи лет Церковь почти никому, кроме Христа, не нужна. Войдя в новую эру (по терминологии современных оккультистов, «эру Водолея»), человечество впервые не волнует бытие Божие и своё собственное будущее, в том числе земное.

Новый вызов эпохи для Церкви можно было бы обозначить как вызов безразличия общества, но это не совсем так. Под маской либерального безразличия скрывается новая волна гонений на христиан и Церковь в целом. Новизна этого этапа борьбы мира сего с Церковью в том, что гонителем становятся не структуры другой религии (например, язычества или ислама, как это было в древности или в средние века), не государственный аппарат (как это было в иконоборческую эпоху в Византии или в репрессивных системах СССР и фашистской Германии), а само «равнодушное» общество (даже при внешнем покровительстве Церкви государства на начальном этапе).

Опасность нового вызова в том, что члены Церкви, даже самые маргинальные, являются частью общества и становятся пассивными или активными участниками гонений. Уже сейчас мы видим, как священники канонических поместных Церквей по кусочкам раздирают Тело Христово. Проповедь ересей, проповедь услужливости миру сему, проповедь нехристианских ценностей с амвонов – лишь самый незначительный признак начавшихся гонений. Современные священники, попав в интернет-пространство, готовы оправдать самое отвратительное зло и целоваться с врагами Христа за «лайки» в интернете, ради того чтобы быть «на хайпе». При этом своего собрата во Христе они готовы продать с потрохами любому врагу Церкви. Но страшнее сейчас не это потворство собственным страстишкам (хоть и поганенькое, но объяснимое), а то, что эти страстишки всё чаще ведут к разрыву с Церковью в Её мистическом и юридическом аспектах (хотя если обойтись без софизмов и уловок сатаны, то оба этих аспекта не так уж далеки друг от друга).

Именно священники заражают как верных, так и  неофитов антихристианским духом. Именно «верные» наносят в новую эпоху наибольший урон Церкви, Её авторитету, приуготовляя более открытую борьбу с Ней. Вместо консолидации перед новой волной гонений мы разобщены и слабы духовно.

При этом новая эра и новое общество, сохраняя внешнее «равнодушие», собирается с силами, находя иуд в наших храмах, собирая угли на головы тех, кто рискнёт остаться верен Христу.

Можно подумать, что автор преувеличивает или фантазирует. Увы, нет. Современное «безразличное» общество не так уж безразлично. У него свои цели и интересы, которые рано или поздно пересекутся с интересами Церкви. Интерес общества – служение сиюминутному удовольствию, потребительство, преумножение одномоментных впечатлений ради преодоления банальной скуки etc. Чем дальше, тем больше будет требоваться этих впечатлений, удовольствий и потребностей, каждая из которых будет рождать зависимость, родственную наркотической.

Уже сейчас, не там, «за бугром», а здесь, у нас, мы наблюдаем, что гонка за мгновеньем счастья привела к полному оправданию блуда, вплоть до отрицания брака и деторождения, страсти наживы, а отчасти и воровства, убийства в виде абортов, самоубийств и эвтаназии (в последнем случае пока не юридически, но это вопрос времени), чревоугодия, лени, лжи (будто  она может быть во спасение)… В общем, имя им легион.

При этом добродетели, как мешающие получать удовольствия, воспринимаются нашим обществом как патология. Общество откровенно враждебно относится к целомудрию в браке и добрачной чистоте, честности в личных отношениях, принципиальности и добросовестности. Нет, члены общества требуют по отношению к себе и чистоты, и честности, и добросовестности, но себя обязанными быть таковыми не считают.

Так как государство, хочет того или нет, является внешним выразителем общества, то оно неизбежно постепенно сдаст все позиции. Сначала будут легализованы содомия, эвтаназия и другие «мелкие» страстишки. Но может прийти время, когда государство станет не способным поставить и последний заслон самосохранения – «не убий!».

В этих-то условиях и явится единственное препятствие к «царству антихриста» — Церковь. И это «безразличное» общество перейдёт к открытому гонению на Неё, причём борьба будет вестись изнутри: брат будет предавать брата, сын – мать, отец – дочь. Главными иудами станут «адепты потребительства» — священники. Тот, кто должен быть ориентиром, окажется неспособен устоять. Дальше читайте Апокалипсис.

Это, конечно, далёкая перспектива, до которой, может быть, наше поколение не доживёт, но гонение началось уже сейчас. Каждый из нас участвует в этой самой хитрой и лживой «игре» сатаны, а вот на какой стороне мы будем в этой «игре», зависит лишь от нас.

иеромонах Никодим (Коливатов)

Просмотров (269)

Комментарии закрыты.