Кратким эпизодом в истории Умбы и её прихода стала попытка Печенгского Троицкого мужского монастыря создать вотчинное хозяйство на Терском берегу.
Печенгский монастырь берёт своё начало в 30-е годы XVI века. Судя по сохранившимся источникам, первично появился часовенный приход, переросший не позднее 40-х годов в приход-монастырь.
Он получил специфическую форму, свойственную многим малым обителям Русского Севера в указанную эпоху. Приблизительно в начале 50-х годов обитель Святой Троицы на Печенге обрела свой окончательный вид в качестве общежительного мужского монастыря, возглавляемого строителем. Следует отметить, что многие малые монастыри возглавлялись не игуменами, а строителями или начальниками; так было приблизительно до середины 70-х годов и с Печенгским монастырём.
Для нашей темы важно сказать, что Свято-Троицкий монастырь изначально создавался как «иосифлянский» («стяжательный»). На это нам указывает само Житие преподобного Трифона Печенгского, которое, кратко упомянув об освящении Троицкой церкви, крещении местных лопарей и постриге Трифона (обо всём в одном предложении!), добавляет: «новопросвященнии же народи лопарские от усердия своего от имений своих приношаху сребро и вещи, и яко пред ногами апостолскими преподобнаго отца Трифона при ногах полагаху, инии же земли и озера и реки и к морским промыслам угожие воды подаваху, и писменными заветы утверждаху». Важность этого момента заключалась в том, что освоение Арктики и выживание в ней очень трудозатратное и дорогое дело. «Нестяжательный» монастырь был неспособен прокормить насельников, а значит, был обречён на гибель (яркий тому пример – монастырь преподобного Феодорита в Коле).
Итак, Печенгский монастырь создаётся как «стяжательный» и начинает свою достоверную (основанную на документах эпохи!) историю с приобретений. Самая ранняя купчая была заключена между строителем и начальником Трифоном и жителем Умбской волости Филиппом Наумовым сыном на четверть «лука» 11 октября 1551 года. Данный документ открывает не только «внелегендарную» историю Печенгской обители, но, как видится, является первым достоверным актом умбского Нижнего погоста. Кроме того, благодаря этому документу сохранилось имя первого из известных волостных (читай «приходских»!) старост – Сидора Григорьева.
Новые приобретения в Умбе приходятся на период после «Басаргина правежа». Именно в 70-е годы XVI столетия по инициативе начальника Трифона и строителя Сергия здесь создаётся подворье Печенгской обители. В 1571 г. Ивашко Семенов сын Проханов продал свои пол «лука» монастырю. Ещё три купчие совершены в 1574 году. Около этого времени в Умбу назначается старец (управляющий подворьем) Пётр. В 1574/1575 году старец Пётр приобретает на погосте на горе над колокольней двор со всеми строениями, который и становится «резиденцией» печенгских монахов. Хозяйство подворья включало в себя избу, хозяйственную клеть, соединённую с избой сенями, хлев с сенником, «мыльню» (баню) и пристен (некую пристройку к избе). На подворье жил назначаемый из монастыря старец-приказчик (нам известны имена двух из них: Петра – 1574/75 и Филофея – 1576) и «дворник» (Якуня Иванов). Отдельным хозяйством (двор, пол «лука» угодий и мельница) жил монастырский слуга Гаврила Семенов сын Обленков, являвшийся местным жителем. Подворье было ориентировано на товарообмен и участие в рыбном промысле; нужды солеварения монастырь реализовывал в Порьегубской волости.
Максимальный рост угодий Печенгского монастыря в Умбской волости пришёлся на 1576 год, когда было совершено сразу семь сделок. Последняя известная купчая на «полчетверти лука» совершена 16 июля 1577 года между Иваном Аверкиевым сыном Кукиевым и строителем Сергием и священником Саввой.
Уже в 1578 году владения Троицкого монастыря будут отписаны З.Д. Сущевым Кирилло-Белозерскому монастырю. По сути это был незаконный захват чужой собственности, но у Печенгского монастыря не хватило ресурсов, чтобы отстоять свои права, поэтому в 1581/82 году печенгский игумен Гурий и братия монастыря уступили своё подворье в Умбе и все угодья (всего 3 «лука») Кириллову монастырю за 125 рублей. При этом «кирилловские» умудрились удержать 20 рублей и лишь в 1584/85 году вернули долг.
Так закончился эпизод краткого пребывания печенгских монахов в Умбе. Ещё более кратким было их присутствие в Варзуге. Лишь в Порьей губе им удалось более основательно закрепиться, постоянно конкурируя там с Соловецкой обителью.
Мы вплотную подошли к самому яркому и исторически определяющему моменту в жизни Умбской волости и её прихода XVI века – формированию вотчины Кирилло-Белозерского монастыря. Но об этом в следующий раз…
иеромонах Никодим (Коливатов)
Просмотров (17)