Письменная история Умбы начинается с прихода Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря в волость в качестве собственника. Почти целое столетие Соловки выступали как часть волостной общины, встраиваясь в систему «луков» и оказывая всемерную поддержку местному населению.
Актовый материал показывает, что основным способом приобретения собственности были «данные» (прижизненные пожертвования членов волостной общины на определённых условиях). Из 8 сохранившихся от XV века документов лишь один оформлен как завещание («духовная»). До 40-х годов XVI века нет ни одного примера специального приобретения монастырём «луков» на Терском берегу. Первая «закладная» датируется 1543 годом и относится к Варзуге. Всего от 40-х годов сохранилось только четыре подобных документа. Скорее всего, монастырь выдавал ссуды под залог «луков» в куда большем количестве, но только в четырёх случаях ссудополучатели не расплатились вовремя и «закладная» приобрела статус правоустанавливающего акта собственности. От 50-х годов остались всего три «закладные». Заметим, что до начала 70-х годов Соловецкий монастырь делал основные свои приобретения в Варзуге, а не в Умбе, уступая первенство в её освоении молодому Печенгскому монастырю.
Ситуация принципиально изменилась в конце 60-х – начале 70-х годов, когда после «Басаргина правежа», повлекшего настоящую катастрофу для местного населения, в регион стали проникать новые хозяйственные деятели в виде «южных» монастырей, ориентированных на царское правительство. Напомним, что после открытого столкновения святителя Филиппа с царём весной 1568 года и суда над митрополитом, выходцем из Соловецкой обители, начался новый этап ограничения новгородских «свобод», включая ослабление главного хозяйственника в Поморье – общины преподобных Зосимы и Савватия. Бедствия шли одно за другим. В течение нескольких лет Басарга Леонтьев и его отряды под разными предлогами разоряли владения монастыря на Карельском и Терском берегах. Одновременно шло следствие на самих Соловках, закончившееся смещением игумена Паисия и назначением первого за столетие выходца из чужого монастыря – бывшего игумена Кирилло-Белозерской обители Варлаама. И всё это на фоне кровавого погрома в самом Новгороде, частью которого были арест и позорная казнь последнего более или менее самостоятельного новгородского архиепископа Пимена, прославленного в лике святых.
Около того же времени Терский берег окончательно вошёл в состав Двинской земли, а та, в свою очередь, в 1572 году была отторгнута от Новгородской архиерейской кафедры и включена в состав Вологодской епархии. Наступили времена своеобразного «двоевластия». И вологодский, и новый новгородский архиереи делали, что называется, хорошую мину при плохой игре. Оба понимали каноническую несостоятельность отторжения земель одной епархии и передачу другой без согласия изначального владельца. Поэтому и новгородские владыки при возможности собирали церковные подати с прежних владений, и вологодские архиереи стали рукополагать на новые свои земли священников (причём даже туда, где власть новгородского архиепископа вроде бы не оспаривалась; например, для Соловецкой обители, в состав Двинской земли не входившей).
В этих условиях фактического духовного «двоевластия» на Терский берег при покровительстве и прямом подстрекательстве царской власти хлынули крупные монастыри московской ориентации. Активизировались в формировании вотчин в регионе пришедшие ещё в 60-х годах Антониев Сийский и Николо-Корельский монастыри. Основной их интерес составляла Варзуга. Пришли и два «инородца» — Кирилло-Белозерский монастырь и Троицкий Сергиев (будущая Лавра). Наконец именно в 70-е годы окрепли два местных монастыря – Кандалакшский и Печенгский, также включившиеся в «увлекательный» процесс стяжания имений.
Соловецкий монастырь волей-неволей вынужден был менять тактику и вести борьбу за сохранение экономических позиций в регионе. Именно в борьбе с конкурентами обитель начинает скупать собственность в Умбе и Варзуге. Первая известная «купчая» была совершена 5 июля 1571 года со старцем Нифонтом, на тот момент бывшим уже пострижеником Соловецкой обители, на «лук без четверти» в реке Умбе. В 1572 году известный глава варзужского подворья старец Фегнаст (Феогност) совершил семь покупок «луков» в Умбе и пять – в Варзуге. Следующий год принесёт ещё пять сделок. Среди них особое внимание привлекает купчая от 14 октября 1573 года. Помимо четверти «лука» на реке Умба, «Киприяновы дети» продали црен и варницу с местом и строениями на реке Хлебной. Это приобретение дало толчок к развитию соловецкого монастырского солеварения на данной тоне.
Среди актового материала, отражающего «округление» владений монастыря в Варзуге и Умбе, особое внимание привлекают источники, говорящие о последнем настоятеле Воскресенской церкви в Верхнем погосте. В начале 1573 года мы застаём чёрного попа Васьяна (Вассиана) настоятелем прихода в Варзуге; в это время он сделал пожертвование в размере 20 алтын на поминовение родителей в Соловецком монастыре. К осени того же года он перебрался в Верхний погост. При нём тогда служил дьячком некто Жданко Яковлев. Питались священник и дьячок от одного «лука», выделенного в стародавние времена общиной. В 1574 году Васьян продаёт наследство родителей монастырю и делает ещё один вклад. Последний раз он упомянут в 1575 году в «сотной грамоте» В.Т. Агалина. Вероятнее всего, вклады отца Васьяна были приготовлением для принятия его в братию монастыря. Церковь в Верхнем погосте была разорена из-за Басаргина правежа и сокращения населения самого погоста. Думается, последний удар по приходу в Погосте был нанесён формированием монастырской вотчины, приведшей к единообразию приходской жизни Умбы. Так или иначе, в 1578 году, по описи З.Д. Сущева, церковь «стоит пуста».
1574-1577 годы ознаменованы всё новыми приобретениями в Умбе. Именно в это время завершается формирование крупного монастырского подворья недалеко от Воскресенской церкви. Его основой станет купленный у Семена Яргачева в 1575 году комплекс построек «в нижнем конце под поповым двором». На данный момент выявлены следующие имена соловецких старцев, возглавлявших подворье в Умбе: Гордей (1571-1577, 1583 годы), Селиван Яргачев (1579), Иов (1582), Исидор (1585), Васьян (1587), Григорий Онежанин (1590), Созонт и Михайло (оба – 1593), Дософей (1595) и Мирон (1598). Обычно старец возглавлял подворье два года, а потом переводился на новое место, но были и исключения. В 1581 году статус подворья был временно понижен и им управлял монастырский служка Логин Семенов. В функции подворья входило контролировать ближайшие усолья и монастырские тони, вести расчёт и товарообмен от лица обители, принимать пожертвования и, самое главное, представлять юридические и экономические интересы Соловков на местном уровне.
Большое внимание Соловецкий монастырь в 70-е годы уделял солеварению. Он старался расширить и отстоять свои владения в Порьей губе, Пильской губе и в Кузреке. Значимость Кузрецкого усолья для монастыря выразилась в формировании там самостоятельного от Умбы подворья, возглавляемого собственным старцем. К нему тяготели варницы в Мосеево, на мысе Турий и у речки Хлебной. На реках Чёрной, Куз и Оленице были свои ловища и монастырские «заборы» (приспособления для ловли рыб). Выше по течению Куз-реки находились лесные участки и покосы, также бывшие в ведении Кузрецкого подворья. На данный момент нам известны имена всех старцев, возглавлявших хозяйство в Кузреке: Гаврило Беззубой (1571-1572, 1575 – совместно со старцем Семионом, 1581), Родион (1573), Пахомий (1574), монастырские слуги Кирша и Кирилл (1575-1577), Григорий (1579-1581), Фаддей (1583-1586). После старца Фаддея уровень представительства в Кузреке был понижен до монастырских служек. Это было связано с тем, что там установилось совместное владение с Кирилло-Белозерским монастырём, основные права при этом принадлежали последнему. Вообще, начиная с разграничительной грамоты 1580 года, основным центром соловецкого солеварения в Умбской волости стала Пильская губа, где сформировалось сложное и крупное хозяйство с постоянным населением.
Окончательно соловецкие владения в Умбской волости сформировались как вотчина под влиянием хозяйственной «экспансии» другого монастыря – Кирилло-Белозерского. Но об этом в следующий раз…
иеромонах Никодим (Коливатов)
Просмотров (44)