Первый письменный источник, упоминающий Умбу, Данная (дарственная) Тимофея Ермолинича Соловецкому монастырю датируется 6974 годом от сотворения мира, то есть периодом с сентября 1465 года по август 1466. Этот документ, как и ряд последующих до середины XVI века, свидетельствует о тесной связи двух соседних волостей, прежде всего в составе населения. Владельцами хозяйственно-промысловых участков выступают одни и те же семьи, в основном принадлежащие к так называемым «карельским детям».
В церковном плане документ говорит не только о православном исповедании местного населения, но и о проникновении в качестве субъекта хозяйственной деятельности Соловецкого монастыря. На данном этапе, видимо, основным центром административной и религиозной деятельности края оставалась Варзуга. Но вскоре ситуация изменилась.
В 1471 году Умба и Варзуга отошли к Московскому государству, а после 1478 года и вся Новгородская земля, включая территории «двоеданничества», стала частью складывавшегося Русского централизованного государства. Перед Москвой стояли задачи выстраивания единой системы управления с понятными границами государства и полноценными административными пунктами на местах. Если доверять данным допросов «старых людей» и прежних данников, производившихся в конце XVI столетия русскими дипломатами, то в 80-х годах XV века граница государства была перенесена от «Умбской межи» далеко на запад — к реке Паз и далее, там даже построили некое укрепление (в дальнейшем упоминаемое как Валитово городище). Тогда же при архиепископе Геннадии (1485-1505 гг.) была осуществлена первая попытка христианизации порубежных саамов. Поздние грамоты стали утверждать, что и монастырь на Печенге был впервые создан именно в эти годы (впрочем, здесь много путаницы в показаниях!). Возможно также, что на грани столетий на какое-то время в устье реки Порьей возник Кукуев монастырь.
Согласно сохранившимся документам 1517 года можно утверждать, что после передвижения границ Кольский Север был разделён на два района сбора дани и судопроизводства со своими административными центрами. Один центр находился в возникшей (или специально устроенной московскими государями?) Кандалакше, а другой – в Умбе. Перенос центра из Варзуги в Умбу должен был произойти не позже 1491 года, когда архиепископ Геннадий своей грамотой освободил от податей и прямого подчинения (включая судебные дела) Варзужский приход, передав все права Соловецкому монастырю. Такое решение возможно было лишь при условии, что светские судьи-данники уже перебрались в новый центр, а единственными представителями центральной администрации оставались приезжавшие за церковной десятиной «десятники».
К периоду существования умбских данников относится одно из чудес, зафиксированных в Житии преподобных Зосима и Савватия Соловецких. Между 1514 и 1526 годами в Умбе жил данник Андроник («бяше от нарочитых»). В какое-то лето он пошёл собирать дань с лопарей на Варзугу. Вместе с ним были жена и сын-младенец. В дороге ребёнок разболелся. И когда стало очевидно, что он умрёт, к Андронику пришли соловецкие старцы, чтобы утешить его и помолиться за «детище». Далее старцы предлагают нечто неординарное: купить у родителей почти умершего ребёнка в собственность монастыря. И как только «сделка» совершилась и монах произнёс «Отселе детище сие несть ваше, но преподобнаго Зосимы Соловецкаго!», мальчик ожил и начал есть. За описанием чуда автор Жития оставил нам ценнейшие сведения об устройстве жизни на Терском берегу до начала нового этапа освоения Кольского Севера и развития приходской жизни в 30-е годы XVI столетия. Помимо имени данника и места его административного центра, примечательным является указание источника, что он живёт не в самой волости, а на речке. Думается, это является косвенным свидетельством, что в указанный период уже формировалось нижнее поселение в устье Умбы (Унбы), которое во 2-й половине XVI столетия станет центром одноименной волости.
Видимо, именно с новой административной и миссионерской политикой Московского государства и новгородского архиепископа Макария (1526-1542 гг.) связано дальнейшее развитие бюрократического аппарата в регионе (растёт количество данников и судебно-административных центров), в результате которого Умба потеряла свой уникальный статус, постепенно превращаясь в рядовую, зачастую второстепенную волость. Уменьшилось и её церковное значение. Но православный приход обрёл определённую стабильность, что и отразилось в документах эпохи. В частности, особенностью умбского прихода стало выделение ему собственного «лука» — доли в хозяйственной системе волости, на содержание причта.
Актовый материал даёт серьёзные основания считать, что в конце XV – 1-й половине XVI века растёт доля экономического и духовного присутствия Соловецкого монастыря в Умбе. На этот период приходится формирование будущего монастырского подворья как в самой Умбе, так и в сопредельных устье Куз-реки, Порьей и Пильской губах. Местные жители активно жертвовали на монастырь. Но и монастырь являл заботу о местном приходе и его общине. Расцвет монастырского хозяйства придётся на вторую половину столетия, но его основы закладывались за десятилетия до этого.
К сожалению, до определённого периода история Умбы и её прихода просматривается лишь краткими эпизодами. Можно предполагать, что не позднее середины XVI столетия поселение в устье реки превратилось в центр волости. К 70-м годам в волости сосуществовало уже два прихода – старый Воскресенский на Верхнем погосте и новый Петропавловский в Нижнем. Мы не знаем, как долго продолжалось сосуществование двух приходов, каждый из которых имел собственный причт, но последние страницы этого сосуществования нашли отражение в источниках.
Впрочем, об этом в следующий раз…
иеромонах Никодим (Коливатов)
Просмотров (23)