Уже совсем скоро мы совершим центральное торжество всех христиан – Пасху Христову. Подходя к нему со всем вниманием, следует осмыслить: что же празднует Церковь в эти святые дни, почему именно это событие становится центром нашего миросозерцания?
О значении слова Пасха
Слово Пасха происходит от древнееврейского «песах» («пасах») и переводится на русский язык как «прохождение мимо». Мы не знаем, когда именно появилось это празднество среди потомков Авраама. Современные изыскания говорят о глубокой древности этого слова и сопряжённых с ним торжеств. Это вполне укладывается в представление христиан, что ещё прародителям человечества было обещано от Бога спасение от Мессии, который избавит от смерти (проведёт мимо) всё человечество. Но так как избранный народ (Израиль) должен был приготовиться к встрече с Мессией (Машеахом) в своём историческом бытии, то всё в нём становилось своеобразной иконой – образом реализуемого Божественного Промысла о человечестве.
Как были из небытия созданы первые люди, так из духовного небытия был вызван праотец всех верующих Авраам. Эпоха праотцев осмысляется в Библии как эпоха райского доисторического бытия Адама и Евы. Затем в двенадцати коленах Израиля, продаже Иосифа и египетском рабстве символически воспроизводится грехопадение и рабство греху и смерти рода человеческого. Наконец, в явлении Моисея и освобождении от рабства земного даётся неоспоримый образ высвобождения человечества от последствий грехопадения Христом. Так как время явления Мессии ещё не пришло, то Он заменяется символом – непрочным пасхальным агнцем.
Когда Бог посылает на фараона (символ князя тьмы) и Египет (символ ада) десять казней, то последней была гибель всех первенцев египетских, кроме детей Израиля. Ангел проходил мимо тех домов, косяки дверей которых были помазаны кровью пасхального агнца. Именно после этого избранный народ становится свободным. Кровь и плоть агнца становятся иконами спасения от ада и посвящения в народ Божий. Однажды данный образ имел силу главного пророчества до его исполнения, то есть до вочеловечивания, смерти и воскресения Христа (Мессии).
Что празднуют христиане?
Если для древнего Израиля Пасха есть лишь обетование, символ, нечто, что должно лишь когда-то произойти, то для современных христиан это свершившийся факт победы над смертью.
Как сказано было выше, Песах Ветхого Завета исторически сводился к бегству из Египта, а символически – к ожиданию Машиаха. С приходом в этот мир Сына Божия Иисуса Христа условный пасхальный ягнёнок стал реальной личностью, живущей, проповедующей, совершающей чудеса среди людей. Всё, что делал Христос на земле, – это превращал гадательные символы Ветхого Завета в реальность, которая должна была убедить ждущих Его пришествия в подлинности происходящего: Закон (Ветхий Завет во всей своей полноте) должен был быть исполнен…
Он рождается от Непорочной Девы и тем исполняет пророчество Исайи («Вот Дева во чреве примет и родит Сына»; Ис. 7:14). Он будет обрезан по закону и тем покажет подлинность своего Человечества. Он будет Крещён, не имея в том нужды, но беря на себя грехи мира («Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни»; Ис. 53:4) и открывая тайну Святой Троицы в чудном видении Духа в образе голубя и голоса Отца с Небес. За сорок дней до Распятия на горе Фавор Он показал Своё Божество и ту преображённую материю, которую должно усвоить всё человечество благодатью Духа Святого в Его Воскресении.
Бог, волею взявший на Себя человеческую природу со всеми последствиями грехопадения, включая смерть и сошествие во ад (место, где нет Бога!), уничтожает этим и тление (как изменчивость греховного мира), и ад (как богооставленность), и саму смерть. От апостола Павла до великого Златоуста, от Иоанна Дамаскина до наших дней Церковь радостно удивляется и восклицает: «Смерть, где твоё жало? Ад, где твоя победа?»
Итак, мы празднуем победу над грехом и его последствиями, мы празднуем наше возвращение Домой – к Богу…
О времени празднования Пасхи
Ещё один вопрос, который часто возникает: почему каждый год меняется дата празднования Пасхи? Почему разные поместные Церкви выбирают разное время? Собственно, как Церковь определяет время Торжества?
Ответ будет скорее исторический, чем богословский.
Согласно Священному Преданию, распятие и смерть Спасителя произошла 14 нисана по иудейскому календарю, то есть в день ветхозаветной Пасхи. Об этом говорит Иоанн Богослов в своём Евангелии, а также такие древние авторы, как Ириней Лионский, Тертуллиан и Ориген. В первые века христианства большинство Поместных Церквей так и совершали Пасху — в один день с иудеями. Однако одновременно складывалась традиция привязки пасхальных торжеств не к 14 нисана, а к воскресному дню, ибо, согласно евангелистам, Воскресение Христово произошло на следующий день после шаббата. Такая ситуация продолжалась столетиями: часть Церквей праздновали Пасху 14 нисана, а часть — в воскресенье после иудейской Пасхи. На Первом Вселенском Соборе 325 года было принято решение о необходимости совершать христианскую Пасху в единый для всех день. Причём за основу был взят римский и африканский подход того времени. Дата празднования привязывалась к целому ряду условий, в конечном счёте сведшихся к четырём пунктам, ставшим основой Александрийской пасхалии: Пасха 1) должна праздноваться после весеннего равноденствия, 2) не может совпадать с иудейской Пасхой, 3) не ранее первого полнолуния после равноденствия и 4) это должен быть обязательно воскресный день (иначе – первый день иудейской недели).
Позже католики и протестанты ушли от этой системы, из-за чего они празднуют Воскресение Христово в другие дни, лишь изредка совпадая с православными.
О некоторых пасхальных традициях
За две тысячи лет христианство выработало множество традиций, связанных с празднованием Пасхи Христовой. Уникальные образы дали и католики, и протестанты, и ближневосточные монофизиты, однако мы коснёмся здесь лишь немногих православных традиций.
К одному из древнейших явлений, восходящих к первому веку от Рождества Христова, относится традиция красить яйца. По благочестивому преданию, одна из учениц Христа, Мария Магдалина, явилась со словом благовещения к римскому императору и ради убеждения правителя совершила чудо, преподнеся яйцо как символ вселенной, которое тут же окрасилось в кровавый цвет. Древняя Церковь, находясь в гонении от иудеев и язычников, многие аспекты своей веры покрывала символами. Так, Христос часто изображался в виде двух рыбок (намёк на греческую аббревиатуру «ИХТИОС», которую можно было прочитать и как «рыбы», и как «Иисус Христос Сын Божий») или юного пастушка с овечкой на плечах (образ Доброго Пастыря). Таким же древним символом было и яйцо как образ вселенной. Окрашенное в красный цвет, оно указывало на искупление падшего мира кровью Христа.
Ещё одна традиция связана с цветом торжеств. В протестантских странах пасхальным считается синий или голубой, в православной Греции – белый, а в России – красный. Мы оставим за скобками инославные традиции, но посмотрим на разную цветовую семантику в Поместных Церквях. В древней Церкви Пасха делилась на два недельных периода: воспоминание спасительных страстей Господа Иисуса Христа – Пасха Красная (изначально до 14 нисана; ныне соответствует Страстной Седмице) и торжество Воскресшего из Гроба и явившегося апостолам Богочеловека – Пасха Радостная (Светлая; соответствует нынешней Светлой Седмице). В первую пасхальную неделю, омытую Кровью Спасителя, использовались кроваво-красные облачения (священник в таком облачении являл собой образ истерзанного и идущего на Распятие Христа). В Великую Субботу, когда вспоминается одновременное положение во гроб Господа, Его сошествие во ад и открытие врат Рая для ветхозаветных праведников, цвет становится белым. Это означает и цвет погребального савана Иисуса, и свет райского бытия, и свет преображённой материи. Тот же цвет сохранялся и в саму Пасху, ибо символизировал Господа и радость бытия с Ним. Греческая Церковь сохраняет и доныне традицию такого использования цветов Праздника. В Русской же Церкви в конце XIX века произошло переосмысление красного как красивого, а не кровавого, поэтому на Страстной Седмице стали использовать великопостный чёрный (появился в богослужебной практике лишь в XVIII столетии), переоблачаясь в Великую Субботу, как и в Греции, в белый, а на саму Пасху — в красный.
Ещё многое можно было бы сказать о главном событии для христиан, но оставим это до следующего раза…
иеромонах Никодим (Коливатов)
Просмотров (51)