Мурманская митрополия приглашает всех желающих принять участие в историко-краеведческой конференции «XII Феодоритовские чтения», организованной совместно с Министерством образования и науки Мурманской области и Кольским научным центром Российской академии наук. Конференция проводится с 2006 года и названа в память о выдающемся христианском подвижнике, замечательном богослове и книжнике — преподобном Феодорите Кольском, в начале XVI века просветившем Евангельским светом земли Кольского Севера.В этом году тема конференции «Христианство на Крайнем Севере» предполагает, что чтения, помимо создания площадки для научного общения, станут публичным мероприятием, знакомящим широкие круги участников и гостей с интересными страницами истории края, новыми исследованиями ученых из Мурманска, Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, Петрозаводска касающихся христианского наследия Севера России и Европы. Доклады и сообщения разнообразны и представлены различными отраслями научных знаний: археология и история, книжная культура, архитектура и изобразительное искусство, традиционная народная культура. Открытые слушания пройдут в течении 2 ноября в залах Мурманской областной филармонии (ул. С. Перовской, д. 3). Начало регистрации участников в 9:30.
Также в рамках конференции откроется выставка, посвященная истории деревянного храмового зодчества Кольского Севера «История деревянного храмостроительства на Кольском Севере», которое было представлено в крае немногочисленными, но значительными памятниками деревянной архитектуры, такими как храм Свв. Бориса и Глеба сер. XVI века на реке Паз, уникальными церквями Варзуги, Колы, Кандалакши и Ковды, относящимися к расцвету деревянного храмостроительства рубежа XVII-XVIII веков, а также церковными зданиями XIX-XX века, соединившими в себе черты типовых проектов деревянных храмов с особенностями, привнесенными в них местными мастерами. На выставке будут представлены более 150 различных изображений северных храмов и местностей из музеев и архивов Мурманска, Архангельска, Москвы, Санкт- Петербурга и Норвегии. Выставка начнет работу 2 ноября 2019 года в Культурно-выставочном центре Русского музея в Мурманске (ул. С. Перовской, д. 3; режим работы: среда-воскресенье с 11 до 19 часов) и продлится до 25 ноября, а затем продолжит работу в формате передвижной и будет представлена в некоторых городах Мурманской области.
Еще одним мероприятием конференции станет научно-образовательная площадка для педагогов и учащихся старших классов. Для старшеклассников состоится научно-просветительский лекторий, где в качестве лекторов выступят ученые — участники чтений и расскажут юным слушателям об исследованиях, посвященных историко-культурному наследию Севера. Лекторий будет организован в формате трех получасовых лекций из различных отраслей исторических знаний: археология, архитектура, источниковедение. А для преподавателей школ области будет организован круглый стол по теме: «Методика и практика проведения исследовательских работ с учащимися в области региональной истории и краеведения. Христианство, как значимый фактор исторического развития Кольского Севера». Участники смогут поделиться друг с другом имеющимся опытом в данном направлении, обсудить и выработать пути его дальнейшего развития.
Программа конференции
Организаторы: Мурманская митрополия совместно с Министерством образования и науки Мурманской области и Кольским научным центром Российской академии наук.
1.11.19
11.00-13.30
Образовательная площадка для педагогов и учащихся старших классов г. Мурманска и Мурманской области:
Научно-просветительский лекторий для старшекласников.
Круглый стол для педагогов по теме: «Методика и практика проведения исследовательских работ с учащимися в области региональной истории и краеведения. Христианство, как значимый фактор исторического развития Кольского Севера».
15.00
Открытие выставки посвященной истории деревянного храмового зодчества Кольского Севера «История деревянного храмостроительства на Кольском Севере».
КВЦ Русского музея в г. Мурманске ул. С. Перовской д.3, 2эт.
16.30
Круглый стол для участников конференции по теме:«Христианское наследие Крайнего Севера. Историки и современность».
Конференц-зал гостиницы «Отель Губернский» ул. С. Перовской д.3
2.11.19
9.30
Прибытие участников, слушателей и гостей конференции. Регистрация.
10.15
Торжественное открытие конференции. Пленарное заседание. Доклады и сообщения.
12.30
Кофе-пауза.
13.00-15.00
Работа секций. Доклады и сообщения.
15.00 Обед.
16.00
Продолжение работы секций. Доклады и сообщения.
Место проведения: Мурманская областная филармония ул. С.Перовской,3.
18.00
Вечернее богослужение Архиерейским чином в храме Спас на Водах г. Мурманска.
Пр. Героев Североморцев,1.
3.11.19
9.00
Божественная литургия Архиерейским чином в храме Спас на Водах.
Пр. Героев Североморцев,1.
12.00 Закрытие конференции.
Предварительный состав участников конференции и темы докладов.
Мурманск и Мурманская область.
Митрополит Митрофан (Баданин), правящий архиерей Мурманской епархии, глава Мурманской митрополии.
«Христианство на Крайнем Севере».
Иерей Сергий Кривовичев, доктор геолого-минералогических наук, член-корр. РАН, председатель Кольского Научного Центра РАН.
«Феномен верующих ученых: история и современность».
Жиров Владимир Константинович, Центр медико-биологических проблем адаптации человека в Арктике, заместитель директора по научной работе, член-корреспондент РАН, доктор биологических наук.
«Целостность восприятия пространства- времени: физиология и духовность. Северный вектор».
Федоров Павел Викторович, доктор исторических наук, профессор, зав. научной лабораторией геокультурных исследований и разработок Международного банковского института (г. Санкт- Петербург), руководитель информационно- просветительских проектов Центральной городской библиотеки им. А. С. Горловского (г. Сергиев Посад Московской области).
«Был ли Север Крайним? О проекте Патриаршей области 1918 года».
В докладе представлены малоизвестные исторические источники о проекте включения в состав новообразумеой Патриаршей области Православной Российской Церкви в 1918 г. некоторых северных территорий, включая Мурман. На основе анализа проектируемых границ Патриаршей области будет развит тезис о том, что значение Русского Севера в сакральной географии русского мира выросло благодаря деятельности прп. Сергия Радонежского, его учеников и собеседников. Поначалу данное влияние связывалось с довольно ограниченной областью, расположенной сравнительно недалеко от центра, но со временем, по мере развития самой Церкви, органично привязанной к православному ядру начала восприниматься уже значительная часть Европейского Севера, вплоть до Белого и Баренцева морей.
Никонов Сергей Александрович, доктор иисторических наук, доцент кафедры истории и права МАГУ.
«Начало распространения христианства среди саамов Кольского полуострова».
В докладе рассматривается проблема христианизации саамов западной и северо- западной частей Кольского полуострова во второй четверти XVIв. Круг источников, известных с XIXв. (летописные рассказы о крещении лопарей, житие Трифона Печенгского и повесть о Феодорите Кольском), может быть дополнен документом из собрания русско-датских дел Посольского приказа. Показания, данные представителями администрации Кольского уезда в 1592 г., содержат рассказ о христианской миссии новгородского священника Ильи, крестившего ряд саамских погостов.
Бардилева Юлия Петровна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и права Мурманского арктического государственного университета (МАГУ).
«Приходы Кольского Севера в 1917 — 1930-е гг.»
В выступлении будет акцентироваться внимание на трудностях приходской жизни в период революции и Гражданской войны, период гонений против Церкви, взаимоотношениях священнослужителей и мирян, их борьбе против закрытия храмов на Кольском севере.
Порцель Александр Константинович, кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и права Мурманского государственного технического университета.
«Православный приход в краю Снежной королевы».
Краткий обзор истории становления и современных проблем прихода РПЦ в Баренцбурге (Шпицберген, Норвегия) и сложившихся потехнический университетэтому поводу взаимоотношений с норвежскими церковными кругами общины Лонгйира (административный центр норвежской провинции Свальбард).
Ермолаев Дмитрий Анатольевич, главный археограф отдела научного использования и публикации научных документов Государственного архива Мурманской области.
«Ранний период истории храма во имя великомученика Димитрия Солунского в Кузомени (по документам Государственного архива Мурманской области)».
Орехова Екатерина Александровна, кандидат исторических наук, специалист по экспозиционно-выставочной деятельности Мурманского областного краеведческого музея.
«Евангелическо- лютеранский приход Мурманского берега (1870-1917)».
Колонизация Мурманского берега, начавшаяся в 1860 году, привела к появлению здесь значительного количества переселенцев лютеранского вероисповедания. Необходимость обеспечения их духовных нужд, а также контроля над миграционными процессами на приграничной территории требовали создания здесь самостоятельного прихода. Этот процесс был осложнен нехваткой средств, кадров и опасениями русских властей относительно возможного распространения лютеранства среди православного населения Мурмана. Вместе с тем, взаимоотношения православных и лютеран на Мурманском берегу были мирными, а проблемы схожими.
Игумен Михаил (Киселев) настоятель храма Всех Святых г. Мурманска Мурманской епархии, руководитель епархиального миссионерского отдела.
«Аббат Алкуин как тип северного подвижника- миссионера периода раннего Средневековья».
Характерные черты сложения христианской цивилизации Англии и Северной Европы в судьбах святых раннего Средневековья на примере жизни и трудов аббата Алкуина.
Определяющая роль англо-ирландской христианской традиции в возрождении христианскогомира после нашествия северных языческих народов в Европу. Священное Писание и литургическая практика как основы формирования личности аббата Алкуина. Специфика миссионерских трудов аббата Алкуина как продолжение пути северных христианских подвижников.
Герасимов Дмитрий Александрович, кандидат исторических наук, учитель истори МБОУ СОШ № 21 г. Мурманск.
«Идеологическое обоснование антибольшевистского режима на Мурмане в 1918- 1920 гг.»
Формирование антибольшевистского режима на Мурмане происходило под патриотическими антигерманскими лозунгами. После прекращения Первой мировой войны обращение к национальным чувствам продолжилось, в частности, это видно на примере создания национального ополчения Северной Области.
Давыдова Алёна Сергеевна кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра гуманитарных проблем КНЦ РАН, доцент кафедры экономики, управления и социологии МАГУ.
«Строительство православных храмов на Кольском полуострове «глазами» северян».
За последние время религиозный облик региона значительно изменился. Во многом это обусловлено активной деятельностью Русской православной церкви и появлением новых храмов. Независимо от количества верующих процесс храмостроения является частью городской жизни, наблюдаемый историей. Появление нового храма в городе становится общегородским событием. В докладе пойдёт речь о том, каким образом, вне зависимости от религиозной идентификации, горожане относятся к церковным сооружениям.
Лоскутов Дмитрий Сергеевич, краевед и путешественник, г. Кандалакша.
«Об истории Кандалакшского монастыря. Гипопезы и размышления».
Вербин Олег Гавриилович, главный хранитель музейных предметов МБУК «Городской историко- краеведческий музей г. Полярного».
«Новые данные о церкви св. Николая в Александровске- на-Мурмане».
В докладе будут представлены строительные и архитектурные характеристики здания и внутреннего убранства церкви, а также цветные чертежи и схемы здания.
Дячок Светлана Адиковна, гл. библиотекарь отдела краеведения Мурманской государственной областной научной библиотеки.
«История Ферапонтова монастыря через историю моего рода».
История Русской Фиваиды и Ферапонтова монастыря, история жизни и репрессий русского духовного сословия, рода священнослужителей Новгородской губернии Кирилловского уезда Бриллиантовых. Все Бриллиантовы были священнослужителями, теологами, историками, краеведами. Основательдинастии — Иван Михайлович (1839- 1895 гг.) всю жизнь служил священником церкви пророка Илии в селе Цыпино, учил сельских детей. Его сын, Иван Иванович, прославился созданием первой истории монастыря «Ферапонтов Белозерский, ныне упразднённый монастырь, место заточения патриарха Никона» и открытием в нем фресок мастера Дионисия. Старший сын, Александр Иванович, заведовал кафедрой Санкт- Петербургской Духовной академии, был автором многих книг. Рассказ о кровавом терроре большевиков и разорении храмов.
Преемственность поколений и память, восстановленный Цыпинский погост теперь — филиал Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея- заповедника.
Мерзлякова Екатерина Борисовна, главный библиограф отдела электронной библиотеки Мурманской областной универсальной научной библиотеки
«История христианства на Крайнем Севере. Цифровые проекты Мурманской областной универсальной научной библиотеки».
Вологда и Вологодская область.
Красиков Алексей Николаевич проректор по научно-методической работе, заведующий кафедрой церковно-исторических дисциплин Вологодской семинарии, руководитель экскурсионно-паломнического отдела Вологодской митрополии.
«Агиографические тексты в книжной культуре Русского Севера XVI – начала XVIII веков: опыт количественного и качественного анализа».
В докладе предпринимается попытка количественного и качественного анализа агиографических текстов в монастырских и церковных библиотеках Русского Севера XVI
– начала XVIII веков. Основным источником для решения поставленной задачи служат описи монастырского и церковного имущества, делопроизводственные и отчетные документы монастырей и приходских храмов. Особое внимание уделяется не только отдельным текстам, но и агиографическим сборникам.
Спасенкова Ирина Валентиновна кандидат исторических наук, доцент кафедры теории истории культуры и этнологии Вологодского государственного университета.
«Православный приход в условиях социально- политических трансформаций 1917- 1940 гг. (на материалах г. Вологды)».
Ульянова Елена Софична методист кафедры воспитания и специализации АОУВОДПО Вологодского института развития образования.
«Обозрения Вологодской епархии правящими архиереями в конце XIX – начале ХХ вв.».
Инспекционные поездки по епархии и сейчас, и в XIX веке, являлись одной из важнейших форм управленческой и архипастырской деятельности епископов.Основными источниками для анализа и реконструкции этой формы деятельности вологодских епископов конца XIX – начала ХХ вв. являются ежегодные отчёты о состоянии епархии, подаваемые епархиальными архиереями в Синод, и путевые журналы. Ежегодные отчёты содержали главу, посвящённую обозрению епархии. Как правило, отчёты были не такие информативные, как путевые журналы, и содержали сугубо статистическую информацию о поездке – время поездки, маршрут, количество посещённых церквей и монастырей, количество совершённых архиерейских богослужений, общее впечатление от поездки. Ежегодные визитации давали возможность епископам увидеть панораму всей религиозной жизни провинции.
Алексеева Надежда Викторовна кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии Череповецкого Государственного Университета.
«Бытование епитимейной практики в XVIII — начале XIX вв. на территории Европейского Севера России (по материалам государственных архивов Архангельской и Вологодской областей».
Православная епитимейная практика в России в конце XVIII – начале XIX вв. имела свои особенности, отличающие ее от последующих периодов. К 80-м годам ХVIII столетия в юрисдикции Русской православной церкви осталось только наложение епитимий на уклоняющихся от исповеди, виновных в прелюбодеянии и лиц и присылаемых светским судом. Кроме стандартных, уже устоявшихся практик, используемых в епитимиях, существовали, так называемые, «монастырские труды», исполнение которых имело свои особенности. К началу XIX в. «монастырскиетруды» перестают использоваться, как часть епитимии
Санкт-Петербург.
Ефимова Наталья Алексеевна, хранитель фонда «Архангельское собрание» научно- исследовательского Отдела рукописей БАН (г. Санкт-Петербург).
Белова Людмила Борисовна, хранитель фонда «Архангельское собрание» научно- исследовательского Отдела рукописей БАН (г. Санкт-Петербург).
«Рукописные книги, бытовавшие на территории Кольского полуострова (по материалам Отдела рукописей БАН)»
В докладе речь пойдет о книжных памятниках, бытовавших на территории Поморья (побережье Белого моря). Небольшие книжные собрания хранились в Кандалакшском монастыре, приходских церквях Варзуги, Поноя, в Кольском и Сумском острогах, у местных жителей. Сведения о них сохранили записи на рукописных и печатных книгах.
Ковалевская Татьяна Сергеевна, искусствовед, историк архитектуры, сотрудник отдела градостроительных исследований ООО «НИиПИ Спецреставрация»
«Деревянная храмовая архитектура Кемского и Кольского уездов в XIX в.: тенденции и особенности».
Обзор, подготовленный на основе архивных и ранее опубликованных материалов, посвящен выявлению основных импульсов к строительству деревянных храмов на территории Кемского и Кольского уездов Архангельской губернии в XIX в. и связанных с ними архитектурных особенностей отдельных памятников.
Башнин Н.В. Кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник Санкт- Петербургского института истории РАН (дом Н. П. Лихачева).
«Церковное управление отдаленными территориями Вологодской и Великопермской (Белозерской) епархии в XVII в.: Усть-Вымь и Пустозерск».
Москва.
Володихин Дмитрий Михайлович, помощник председателя Издательского Совета РПЦ, профессор МГУ, доктор исторических наук.
«Облик св. Филиппа по его посланиям 1560-х годов».
Жизнь, труды и характер святого Филиппа Московского известны, главным образом, по его Житию, летописным данным и документам соловецкого происхождения. Но к этому необходимо добавить еще один источник: переписку митрополита Филиппа с соловецкой иноческой братией и официальное письмо в поддержку одного из военных походов
Ивана IV.
Кириченко Олег Викторович, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, главный редактор научного православного журнала «Традиции и современность».
«Об особенностях и причинах существования в России двух типов церковной жизни: севернорусской и центральнорусской».
Протодиакон Владимир Василик, доктор исторических наук, доцент СпбГУ.
«Крайний Север в богословской мысли Древней Руси».
Бодэ Андрей Борисович, кандидат архитектуры, ведущий научный сотрудник Научно- исследовательского института теории и истории архитектуры и градостроительства, заведующий сектором деревянного зодчества, советник РААСН.
«О Кольском соборе и русско- скандинавских влияниях, выражавшихся в деревянном зодчестве».
Самойлова Татьяна Евгеньевна, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи.
«Роль московской художественной традиции в становлении иконописания Русского Севера».
Доклад представляет собой попытку анализа ряда памятников иконописи северного происхождения, результаты которого позволяют поставить вопрос о корректировке принятой периодизации развития северной иконописи и выделить такой важный этап, как первая треть — половина XVI в., когда сильнейшее воздействие на нее оказывает московская традиция. Оригинальные черты северного стиля, переплавившего в себе черты новгородского и московского стиля, стабильно проявляются со второй половины XVI века.
Устинова Ирина Александровна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник центра Истории русского феодализма Института российской истории Российской академии наук.
«Высшее церковное управление на Русском Севере до начала XVIII века».
В докладе рассматривается история высшего церковного управления на Русском Севере до начала XVIII века: становление и развитие епархиальной структуры и архиерейских домов (земли Митрополичьей, затем Патриаршей области, Вологодской, Новгородской,Корельской и Орешской, Холмогорской и Важской епархий), роль монастырей как агентов высшей церковной власти на Севере административные функции первопроходцев – основателей монастырей и проч. Исследуются проблемы и особенности реализации высшей церковной власти (патриарха и епархиального архиерея) в условиях Русского севера.
Иеромонах Григорий (Матрусов), кандидат богословия, доктор церковного права, председатель Экспертного совета при Святейшем Патриархе Московском и Всея Руси по взаимодействию с исламским миром, штатный священник кафедрального соборного Храма Христа Спасителя.
«Святой Олав — просветитель Норвегии. Подвиг святости и неудобные вопросы».
Св. Олав Харальдссон (+1030 г.), один из самых почитаемых средневековых святых северных стран. Последние годы активно обсуждался вопрос внесения имени св. Олава в церковный календарь. В чем заключался подвиг святого Олава? В докладе будут рассмотрены основные вопросы этой дискуссии.
Кузнецов Никита Анатольевич, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела военно- исторического наследия ГБУК г. Москвы «Дом русского зарубежья им. А. Солженицына».
«Часовня, освященная в честь Архангела Гавриила, близ Терско-Орловского маяка: строительство, разрушение, память».
В 1876 г. рядом с Терско-Орловским маяком была построена часовня, освященная в честь Архангела Гавриила. Ее соорудили на средства чинов Архангельского порта в память о погибших 9 июня 1872 г. 22 моряках со шхуны «Самоед», утонувших при крушении катера. В 1980-х гг. часовня была разрушена. В 2019 г. состоялась экспедиция к Терско- Орловскому маяку, проведенная Морской арктической комплексной экспедицией (МАКЭ) Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева. В рамках Патриаршего проекта «Русская Арктика и Антарктида» и программы МАКЭ «Память Российской Арктики» на месте, где находилась часовня, был установлен памятный крест. Также участники экспедиции поставили памятный знак в память о погибших моряках «Самоеда» и экипажа сторожевого корабля СКР-70, погибшего в месте с кораблем в полном соста в 1941 г. в районе Терско- Орловского маяка.
Мелехова Галина Николаевна, кандидат исторических наук, заведующая учебно- методическим кабинетом Николо-Угрешской православной духовной семинарии. «
«Мои убеждения — вера в Бога». Подвижники Православия Каргопольского края в 1920–1930-е годы».
На основе документов разных архивов, в т.ч. архива Регионального управления по Архангельской области Федеральной службы безопасности, устной истории, опубликованныхисточников прослеживаются процессы сопротивления антихристианской политике в Каргополье в 1920–1930-е гг. Важную роль в сохранении веры играла братия Кирилло- Челмогорского и Александро- Ошевенского монастырей, сестры женской Успенской пустыни. При мужском Кирилло-Челмогорском монастыре из местных жительниц образовалась община тайных монахинь и послушниц. После закрытия обителей оставшиеся жить в Каргополье монашествующие образовали неформальные центры религиозной жизни. Часть иеромонахов служили в пока еще действовавших приходских храмах. Духовную атмосферу в Каргополье поддерживали и священники, местные и ссыльные, а также миряне, активно выступавшие против закрытия храмов. Почти все участники тогдашних событий были репрессированы в ходе двух крупных процессов 1932 и 1936–1937 г.
Лаушкин Алексей Владимирович, кандидат исторических наук, доцент, МГУ имени М.В. Ломоносова.
«К изучению промыслового благочестия русских поморов».
Н.В. Свешникова. заслуженный учитель РФ, генеральный директор Фонда поддержки традиционной русской культуры «Электронная энциклопедия истории и культуры русских сел и деревень», руководитель гуманитарного направления Конкурса им.В.И.Вернадского.
«Особенности религиозного самосознания сельских жителей сегодня».
Сообщение по материалам экспедиций 2004-2016гг. в деревни и села Терского берега Кольского полуострова.
Любезнова Анастасия Олеговна, сотрудник исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
«Преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие: развитие почитания святых как часть духовного освоения Беломорского севера».
В планируемом докладе собираюсь рассказать о различных путях развития почитания преподобных на примере основателей Соловецкого монастыря и о важности почитания этих святых в деле освоения Соловецких островов и Беломорского севера. В работе использовались различные группы источников, такие как нарративные, гимнографические и иконографические, а также хозяйственная документация Соловецкого монастыря.
Богомазова Анастасия Александровна, ведущий специалист Российского государственного архива древних актов.
«Изображение морских судов на иконах и миниатюрах из Жития Зосимы и Савватия».
Вопрос о том, в какой степени условны изображения морских судов на клеймах житийных икон Зосимы и Савватия и на миниатюрах из жития святых, уже поднимался в научной литературе.Однако до сих пор не был проанализирован весь комплекс сохранившихся икон и миниатюр с изображениями морских судов. Кроме того, до сих пор не были соотнесены тип судна, о котором говорится в том или ином чуде преподобных, с его изображением на иконе или миниатюре. В докладе также будет поставлен вопрос о том, имело ли влияние на изображение судна (на то, насколько оно условно или приближено к реальности место написания иконы или миниатюры (Север России или центральный регион.)
Петрозаводск.
Марк Михайлович Шахнович, зав. сектором археологии Петрозаводского краеведческого музея.
«Средневековые волоки Мурманского берега Баренцева моря. Итоги изучения».
Доклад посвящен полевому обследованию в 2016–2017гг. мест на Мурманском побережье Баренцева моря с топонимом «Волоковой». Полученные материалы дают основание для ревизии ряда исторических стереотипов, связанных с функционированием волоков.
Работы снова подтвердили тезис о невозможности прямолинейной трактовки данных топонимии и необходимости проверки их в ходе археологических исследований.
«Специфика православного погребального обряда Поморья в позднем Средневековье: кенотафы».
Православный погребальный обряд в период Позднего Средневековья характеризуется существенным многообразием. Способы погребения умершего кардинально варьировались в зависимости от характера смерти христианина. Доклад посвящён малоизученной стороне православного погребального обряда на Русском Севере — способе «проводов» умершего в потусторонний мир при отсутствии тела. Основой для доклада является археологическое изучение кенотафов в Русской Лапландии, Северной Карелии и Беломорье.
Кожевникова Юлия Николаевна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ФГБУ Национальный парк «Водлозерский».
«Преподобный Диодор Юрьегорский — основатель Троицкого монастыря в Водлозерском погосте».
Преподобный Диодор Юрьегорский — уроженец села Турчасово на реке Онега и соловецкий постриженик — основал Троицкий Юрьегорский монастырь в нижнем течении реки Илексы (Онежский район Архангельской области). Созданная им обитель, существовавшая до середины XVIII века, была крупным духовным центром Водлозерского края.
Архангельск.
Дранникова Наталья Васильевна доктор филологических наук, профессор, директор Центра изучения традиционной культуры Европейского Севера ВШСГНиМК Северного Арктического (федерального) университета.
«История борьбы с православием в1920-х — 1930-х гг. в воспоминаниях жителей Архангельского Поморья и письменных источниках».
Нижний Новгород.
Коваль Виктор Викторович, руководитель научно- проектной реставрационной мастерской ООО «АР ГРУПП», архитектор- реставратор высшей категории.
Кагоров Владимир Михайлович. Нижегородской государственный архитектурно- строительный университет (ННГАСУ), старший преподаватель, архитектор-реставратор.
«Нижегородские храмы XVII века без алтарного прируба (на примере Никольской церкви бывшего Троицкого монастыря в г. Варнавине и Казанской церкви в с.
Юрино — вотчине князя Д.М. Пожарского) как прототипы Никольской церкви Муезерского Троицкого монастыря в Карелии. Архитектурные взаимосвязи».
Норвегия.
Каролина (Ксения) Серк- Хансон.
«Православие в пограничной области глазами ранних норвежских фотографов».
В докладе особое внимание будет посвящено фотографиям Печенгского монастыря и Борисоглебска Эллисив Вессель, а также менее известным фотографам, чьи работы являются важными источниками истории пограничной области.
*География участников чтений представлена регионами связанными с местами жизни и деятельности Преподобного Феодорита Кольского.
Просмотров (252)