Для нас, православных христиан, Церковь – не абстрактное понятие, не место временного пребывания и даже не организация. Церковь есть Дом, место подлинной вечной жизни, имеющей начало, но не знающей конца. В этой заметке мы поговорим о Таинстве Крещения как мистической двери в Церковь. Мы попытаемся ответить на ставший в последнее время актуальным вопрос: нужно ли креститься?
В Церкви под Таинством понимается опыт реального общения с Богом, в котором Бог незримо подаёт человеку тот или иной дар (прежде всего духовный!). Условно выделяют семь Таинств: Крещение, Миропомазание, Исповедь, Причастие, Соборование, Венчание и Рукоположение (данное выделение семи священнодействий условно, так как Таинством можно назвать всё, что происходит в Церкви).
Крещение есть первое из существующих Таинств, с него начинается жизнь в Церкви. Праобразы сего величайшего действия Бог подавал ещё в Ветхом Завете, а видимо установил через Пророка и Предтечу Иоанна. Господь и Сам принял Крещение, но не по необходимости, которую имеют в себе другие, а по собственному произволению, чтобы дать нам образ действия. В день вознесения Господь заповедовал ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их исполнять всё, что Я заповедал вам» (Мф., 28:19-20). В другом месте Иисус Христос требует от своих последователей: «…идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк., 16:15-16).
Из сказанных Христом слов мы делаем два вывода. 1. Крещение как Таинство спасительно, крещёный «спасен будет». Но это спасение не автоматическое, необходимо соблюсти и второе условие, равное первому. 2. Необходимо научиться, то есть услышать Евангелие (здесь следует понимать не отдельный текст, а Благовестие в целом), усвоить его и уверовать. Причём под верой мы подразумеваем доверие Богу, выраженное в деятельной любви. Таким образом, научение и Крещение – первый шаг в Дом-Церковь.
В современном мире бытует мнение, что научение и Крещение не обязательны для личного спасения. Этот протестантский постулат очень удобен для людей с «верой в себе». Но он противоречит цитированным выше словам Спасителя. Увы, кто не крестится и не уверует, спасения не получит. Я, конечно, вольный человек (Бог есть любовь, а она предполагает свободу) и могу выбрать жизнь по собственным похотям. Я могу отказаться от учения Христа и не доверять Ему. Как следствие – моё право не принимать Таинства Крещения. Но (о, это зловещее «но»…) своим выбором я определяю своё бытие вне Бога. Подчёркиваю, это мой личный выбор, никто на меня не давит. Так что мой личный выбор в вечности называется адом – местом, где нет Бога. Да, именно ад подразумевается под словами «осужден будет», потому, что Бог насильно никого к Себе не тянет.
Мы сейчас не говорим об атеистах (хотя их выбор не менее осознанный, и они имеют на него данное Богом право!), но о верующих, считающих, что вне Церкви что-то есть. Вне Церкви как мистического Тела Христова, как Царства Небесного, как Горнего Иерусалима, как Дома Божия есть лишь горечь безбожия (вульгарно выражаясь, вне Церкви нас ждёт только «дырка от бублика»).
Однако многие не принимают Крещения и на склоне лет, считая себя верующими. Что двигает ими? Во-первых, гордость, воспринимающая себя как источник собственного спасения. Во-вторых, опять же гордость, думающая, что жить она будет вечно, откладывающая Крещение на старость (мол, сейчас поживу для себя, а потом для Бога) и, чаще всего, уводящая гордеца в адское небытие некрещёным. И в-третьих, она же, порочная гордость, роднящая человека не с Богом, а с бесами. Только преодолев в себе (хотя бы на время) гордость ума и суетность мира, человек начинает видеть здравым зрением себя и своё будущее.
Тогда он уже не откладывает Крещение на потом, но бежит ко Христу и просит о Просвещении Святым Духом, чтобы соусыновиться Отцу Сыном. Он спешит к Источнику Воды Жизни, ибо уже мыслит о себе не как о бессмертном, но как о скоротечно умирающем. Родитель, любящий своё чадо, несёт его к Подателю Жизни. Отрок, впервые осознающий свою тленность, бежит к Исцелителю. Зрелый муж, оставив житейскую гордость, как младенец, готов вновь идти в научение к Подлинному Учителю. Таков образ Крещения и таковы верою крещаемые в Церкви Христовой.
Мы коснулись Таинства Крещения лишь вскользь, обозначив главное – его обязательность для нашего спасения.
иеромонах Никодим (Коливатов)
Просмотров (188)