Это странное слово — «оглашение» (на греческом – katechoumenos) «ворвалось» в жизнь обычных прихожан совсем недавно, не более десяти лет назад, введя в полуобморочный испуг значительную их часть. Возникли самые серьёзные вопросы: что это такое и, самое главное, зачем? Некоторых это «новшество» заставило отказаться от Таинства Крещения. В общем, испугались не на шутку. Итак, что же такое оглашение и зачем оно в Церкви (неужели нельзя без него)?
Начнём с того, что оглашение – вовсе не выдумка слишком рьяных попов, а древнее установление, основанное на заповеди Христа перед крещением учить вере (Мф., 28:19-20). Само слово «православие» указывает на учительную функцию Церкви; греческое слово orthodoxia переводится как «правильная вера». Если есть правильная вера, то где-то есть и неправильная; чтобы их отличить, нам и нужно учиться. Оглашение (катехуменат – устное научение) и есть усвоение «правильной веры» — Православия.
Конечно, мудрость века сего скажет, что все веры говорят об одном Боге и потому неважно, как мы верим. Давайте подумаем. Цель православного христианина – встреча с Богом в вечности и жизнь с ним без конца. Допустим, что нашей целью является встреча с неким Иваном Ивановичем. У нас есть описание его внешности, а также место и время встречи. Допустим, что нам описали Ивана Ивановича как высокого худощавого блондина в сером плаще, который будет нас ждать на углу такого-то дома такой-то улицы в 10 часов. Теперь представим, что какое-то из описаний ошибочно, какова вероятность нашей встречи? Начнём с того, что Иван Иванович — полный низкорослый брюнет в красной ветровке. Большая вероятность, что мы не узнаем его и пройдём мимо. А если неточно место или время, мы даже и не встретимся. Увы, так и с Богом. Если мы имеем неправильное понимание о Боге, то мы просто пройдём мимо Него в сторону того, что для нас было «божеством»…
Итак, для христиан правильное понимание Бога означает возможность самой встречи с Ним, а значит, спасения в Нём. Кроме того, без свободного усвоения и принятия всей душой основ веры нет свободы во Христе. А там, где нет свободы, – нет любви, то есть Бога. Именно поэтому Церковь настаивает на оглашении как обязательном преддверии Таинства Крещения.
Испуг современных людей перед оглашением связан с тем, что данный элемент был утерян, сначала как ненужный (в какой-то момент всё общество стало христианским и усвоение веры осуществлялось через институты социализации этого общества), а затем как невозможный (имеем в виду период гонения на Церковь). Сейчас стало понятно, что общество не только не христианское, но во многом антихристианское, значит, вернулась потребность обучения его членов в духе и истине Христа. С другой стороны, впервые за без малого сто лет появилась реальная возможность оглашать будущих христиан. Именно это и побудило Церковь вернуться к древней практике.
Чему же учат во время оглашения? Во-первых, основам веры, выраженным в Символе веры, изначально носившем функцию крещальной вероисповедной формулы. Во-вторых, обязанностям христианина по отношению к Богу, к себе и к ближним. Наконец, смыслу Таинств. Как и в древности, сейчас оглашение — это не просто беседа на общую тему, но и своеобразный экзамен: точно ли человек готов быть христианином, свободно ли выбрал он веру и правильно ли воспринимает учение Иисуса Христа?
Следует нам сказать ещё об одной причине боязни оглашения. Мы имеем в виду свойственную современному человеку инфантильность, выражающуюся в бегстве от ответственности. Мы можем сколько угодно сокрушаться, но современные люди боятся всего, что, как им кажется, «усложняет жизнь», «напрягает», мешает потакать своей обезбоженной воле. Крещение и сопутствующее ему оглашение – это прежде всего ответственность, это взросление во Христе, это целый ряд обязательств перед Богом, за которые нужно будет отвечать на Страшном Суде. Взрослый, ощущающий себя «вечным ребёнком», боится этого и трусливо бежит. Трусость – самое точное определение состояния таких людей. Потому что только духовно сильный и смелый человек может преодолеть себя ради Христа. Сопутствующие беды – лень, скука и прочее – лишь обманки для прикрытия духовной трусости.
иеромонах Никодим (Коливатов)
Просмотров (603)