Значительная часть жителей нашей страны крещены и называют себя православными христианами, однако чуть ли девяносто процентов из них в храм не ходят и тем более не прибегают к Таинствам Церкви. Сейчас появилась категория людей, считающих себя «православными», но при этом даже не крещёных. На вопрос, почему они не ходят в храм, не крестятся, не причащаются, не участвуют в общей молитве, они обычно отвечают: «У меня вера (Бог) внутри, этого мне достаточно». Давайте разберёмся, что это за «вера внутри» и точно ли этого достаточно?
Чтобы правильно понимать друг друга, мы должны быть честными, в определённом смысле прямолинейными друг с другом, отказаться от иллюзий, главная из которых состоит в том, что мы истина в последней инстанции. Если мы христиане, то для нас единственная Истина – Сам Христос, Его слова и дела.
Есть ли учение о «вере в себе» в словах Иисуса Христа? Должен многих огорчить: нет! Может, Сам Господь верил в Себе? И опять – нет. Он Сам свидетельствует, что учил и делал всё на глазах у других, что ничего тайного (секретного) в Его действиях и словах не было. Более того, если Его вера была исключительно внутри Него, то никто из нас не мог бы назвать себя христианином, ибо Он ничего бы нам не передал.
Что же такое «вера в себе» современного человека? Как видим, это не вера во Христе, а значит, не вера Церкви. То есть тот, кто верит исключительно в себе, чужд христианству.
«Вера в себе» есть вера в созданные мною самим представления о Боге, где критерием истинности становлюсь я сам. «Вера в себе» есть сотворение идола (кумира) в себе. Нам, современным людям, привычно воспринимать идол как некое изваяние, однако это не совсем не так; идол может быть нематериальным, главная его черта – наделение его священными, божественными функциями. Таким образом, индивидуальные конструкции умозрительного «божества», не основанные на Священном Писании и Священном Предании, есть сотворение кумира. Это прямое нарушение второй Заповеди Божией (Исход, 20:4).
Но допустим, что «вера в себе» свойственна некоему очень образованному лицу и не противоречит букве учения Церкви, может, тогда она достаточна для нас? Увы, опять придётся ответить отрицательно. Дело в том, что нет человека, который бы не грешил (2 Пар. 6:36; 3 Цар. 8:46; Екк. 7:20). Грех же отрывает нас от Бога, мы становимся несовместимы с Богом. Бог в грешнике жить не может. Лицо с «верой в себе» может вместить слова о Боге, но не Самого Бога. Для жизни в Боге необходимо освобождение, очищение от греха. Это очищение возможно только для Бога, что Он и делает в Церкви. Человек же с «верой в себе» остаётся вне Бога, вне спасения, вне жизни вечной…
Есть практическое наблюдение, подтверждающее сказанное выше. Те, кто ограничивается «верой в себе», обычно страдают одной из духовных болезней – суеверием, язычеством, самообожением или даже атеизмом. Их вера, как свидетельствует Церковь, никуда не ведёт. Точнее, ведёт в то место, которое так любят отрицать люди с «верой в себе», — в ад.
Вера христиан есть доверие Богу, Его промыслу о нас. Вера христиан есть любовь в её подлинном смысле, то есть делание, выраженное в жертвование всем ради Христа. Вера христиан есть действие, а не сидение дома. Вот почему так значимы для православных участие в церковных Таинствах, общественная молитва, доброделание и проявление любви ко всему сущему. Вера же без дел («внутри себя») мертва (Иак. 2:17). Подобной верой, по словам апостола Иакова, брата Господня, верят бесы и трепещут (Иак. 2:19), ибо она совершенно не спасительна и не нужна. Таково представление Церкви, передаваемое в Священном Писании через века, о «вере в себе».
Не будем обольщаться и лгать другим, уступая мнениям мира сего, но, преодолевая тупиковую идею «веры в себе», начнём строить свой духовный мир на твёрдых основаниях жизни в Церкви, где вера равнозначна дыханию жизни и, превышая жизнь, уподобляется любви как образу Бога в человеке, которая не имеет конца, ни в этом веке, ни за его пределами.
иеромонах Никодим (Коливатов)
2017, 2019 гг.
Просмотров (251)