В последнее время «православный интернет» начал интенсивно готовиться к «празднованию» дня святого Валентина. Никого не оставляет равнодушным этот светлый романтический праздник бумажных «сердечек». Поток ругани и критики в сторону этого во всех отношениях сомнительного праздника всё увеличивается и увеличивается. Кажется, в запале православная общественность, включая (увы!) духовенство, уже забыла о простейшей рассудительности и вместе с «современным» праздничком поливает грязью и непроверенной информацией самого святого Валентина.
Примером такого вопиющего отношения к святому стало распространение духовенством «фейка» из недобросовестного источника. Давайте же последуем наставлению апостола Павла ничего не принимать без рассуждения и попытаемся изучить этот информационный ляп. Итак, православные ценители «горяченького» и «клубнички» сообщают нам: «Император Клавдий II издал приказ: «Молодые люди, годные к воинской службе, не имели права жениться (между собой!), так как это неблагоприятно отражалось на общем боевом духе армии». Священник по имени Валентин пошёл наперекор императору и продолжал свадебные церемонии для влюблённых (воинов-гомосексуалистов), за что и был приговорён к казни и уже посмертно был признан католиками как святой. День «святого» Валентина активно начали отмечать американские гомосексуалисты в 70-х годах, и именно в этот день они заключили первые официальные однополые браки».
Ложь первая: День Валентина в истории.
Согласно этому пасквилю день Валентина «активно начали отмечать американские гомосексуалисты в 70-х годах». Так ли это? Увы, но даже персонаж пошлой комедии «Любовь в большом городе» хорошо знает, что день Валентина стал популярным в США уже в XIX веке и имел там вплоть до середины века ХХ исключительно пуританский характер (первый же день Валентина отмечен в США ещё в 1777 году). В 1847 году Эстер Хоуланд открыла дело по ручному изготовлению валентинок по британским образцам в своём доме в Вустере (штат Массачусетс). Раскрепощение этого праздника связано с таким явлением, которое немецкий социолог Вильгельм Райх назвал «сексуальной революцией», подразумевая эмансипацию женского пола (геи тогда были вне закона!).
Вообще память святого Валентина праздновалась примерно с IV века. Но любовно-эротический контекст этот день приобретает в конце Средневековья под влиянием рыцарской куртуазной культуры. Согласно преданию (!) первую «валентинку» (бумажное «сердце») изготовил сам герцог Орлеанский в 1415 году (он сидел в темнице и таким образом боролся со скукой, сочиняя любовные послания собственной жене, как пишет крупнейший исследователь этой сомнительной традиции Henry Ansgar Kelly).
К началу ХХ века куртуазность праздника достигла своего предела, превратившись в своеобразный обряд «выбора невесты»: «Накануне дня, посвящённого св. Валентину, собирались молодые люди и клали в урну соответственное их числу количество билетиков, с обозначенными на них именами молодых девушек; потом каждый вынимал один такой билетик. Девушка, имя которой доставалось таким образом молодому человеку, становилась на предстоящий год его „Валентиной“, также как и он её „Валентином“, что влекло за собой между молодыми людьми на целый год отношения вроде тех, какие, по описаниям средневековых романов, существовали между рыцарем и его „дамой сердца“» (это наш любимый и авторитетный Брокгауз!).
В России в начале ХХ века так же хорошо знали этот праздник, правда, тогда он никого не смущал. Есть свидетельства, что царская фамилия не гнушалась этой «забавной» традиции.
Итак, возникновение дня Валентина никак не связано с американскими геями.
Ложь вторая: Кого венчал святой Валентин?
Легенда о тайных венчаниях, совершаемых римским пресвитером Валентином в рядах римской армии, младше исторического Валентина более чем тысячу лет и достаточно путанная.
Впервые эту легенду озвучил куртуазный писатель Иаков Ворагинский, автор «Золотой легенды», сборника литературно обработанных легенд и преданий, написанного около 1260 года. Затем история с Валентином приобрела несколько вариантов. Авторов явно не интересовала историчность, главное для них было описания подлинных куртуазных отношений рыцаря и его «дамы сердца».
Что же писали эти «усладители» куртуазного вкуса?
Согласно «Золотой легенде», в те далекие и тёмные времена властный и жестокий римский император Клавдий II пришёл к мысли, что одинокий мужчина, не обременённый женой и семьёй, лучше будет сражаться на поле битвы во славу кесаря, и запретил мужчинам жениться, а женщинам и девушкам — выходить замуж за любимых мужчин. А святой Валентин был обычным полевым врачом и священником, который сочувствовал несчастным влюблённым и тайком от всех, под покровом ночи освящал брак любящих мужчин и женщин. Вскоре деятельность святого Валентина стала известна властям, и его посадили в темницу, приговорив к смертной казни. В заключении святой Валентин познакомился с прекрасной дочерью надзирателя — Юлией. Влюблённый священник перед смертью написал любимой девушке признание в любви — «валентинку», где рассказал о своей любви, и подписал его «Твой Валентин». Прочитано оно было уже после того, как его казнили, а сама казнь произошла 14 февраля 269 года.
Нелепость и куртуазность этой легенды понятна всем, хоть чуточку думающим людям. Во-первых, император Клавдий был язычником и воины его были язычниками. Внимание, вопрос: никого не смущает, зачем язычникам поп в обозе? Зачем им венчаться? (Кстати, таинство венчание сложилось лишь в VII веке, а не в III!). Во-вторых, священство новозаветное унаследовало от Ветхого Завета запрет на контакт с кровью, поэтому Валентин не мог быть врачом и полевым священником одновременно. Следующая нелогичность граничит с кощунством. Может, кто не знает, но христианскому священству нельзя жениться после принятия сана: или до, или никогда! То есть Валентин предстаёт в этой легенде явным нарушителем канонов, соблазнителем… А правильнее сказать – рыцарем! Да, Валентин «Золотой легенды» — куртуазный рыцарь и всё его поведение куртуазно. Поэтому и умирает он в легенде не как мученик, а как влюблённый – от «чуйств»!
Всё-таки средневековая галантность почувствовала несовпадение мотивов и подарила нам ещё один вариант легенды. Согласно этой легенде римский патриций Валентин, являвшийся тайным христианином, однажды проводил обряд венчания (ни с того, ни с сего). По доносу все трое были задержаны стражей. Валентин как лицо, принадлежавшее к высшему классу, мог избежать смерти, но не его венчающиеся. Тогда, желая ободрить обречённых единоверцев, Валентин пишет им письма в виде красных сердец, означающих христианскую любовь. Послания новобрачным должна была передать слепая девочка, но неожиданно в темницы пришёл сам Валентин, который уговорил стражу отпустить его слуг взамен на его жизнь. Перед выходом на арену смерти Валентин передал последнее письмо, освящённое верой и добротой, слепой девочке, которая после этого прозрела и стала красавицей. Зрители рыдают!!! Без комментариев…
Итак, начнём с того, что Валентин никого не венчал, потому, как и таинства такого не было. Брак заключался гражданскими властями и был юридическим, а не духовным актом. Правда, христиане перед браком шли за благословением к епископу, на этом участие Церкви в первые века ограничивалось. Валентин не венчал и потому, что полевого духовенства в те времена не было, а врачом он быть не мог по каноническим причинам. Наконец, он, безусловно, не венчал гомосексуалистов. За это бы его извергли из сана, а не канонизировали. Всё-таки перед нами не протестантские псевдопастыри, а святой Неразделённой Церкви, где слова Христа воспринимались правильно.
Ещё один исторический момент для любителей «фейков»: как раз в эпоху Античности однополые отношения между воинами поощрялись. Считалось, что это укрепляет «братский» дух в бою (армия любовников!) и отвлекает от «пресловутых» женщин!
Ложь третья: о поругании святынь.
Мы с вами убедились, что распространяемая информация ложна почти во всех пунктах; к ней лишь примешиваются крупицы истины (для правдоподобности!). Главный же удар направлен на самого святого Валентина. В последние несколько лет появились «стихи», в которых он напрямую назван «геем», что, с одной стороны, выходит за рамки приличия, а, с другой, является логическим завершением принятия выше критикуемой лжи.
Православная Церковь знает двух святых, пострадавших в одно и то же время, носивших имя Валентин и ставших архетипами «Золотой легенды». Во-первых, это священномученик Валентин Интерамнский, память которого мы совершаем 30 июля ст.ст. Во-вторых, это пресвитер мученик Валентин Римский, чья память падает на 6 июля ст.ст. Оба священномученика пострадали за Христа и стали почитаемыми во всех поместных Церквях ещё в III – IV веках как великие страдальцы. В последующие времена их память стёрлась, а от житий остались фрагменты, искажённые поздними легендами. А в ХХ веке Валентина Римского католики вообще «деканонизировали» (мол, нет юридических оснований почитать!).
Но для нас православных память этих двух светочей и свидетелей истинности Христовой веры должно оставаться немеркнущим сокровищем и великим утешением. Не важно, как вы относитесь к светскому празднику и «филейным» открыткам. Важно сохранять бодрость духа и трезвость ума, чтобы не стать поносителем собственных святынь.
Проблемы праздника и наша ответственность
Всё выше сказанное не снимает с повестки дня проблемные стороны празднования этого дня. Мы имеем в виду следующие моменты: 1) повышенный эротизм «праздника», 2) концентрация на блуде и оправдание оного, 3) принудительное внедрение дня святого Валентина в светских школах как форма развращения подрастающего поколения, наконец, 4) «вестернизация» сознания и потеря самоидентичности как основной фон. Об этом необходимо думать. Надо искать способы защитить общество и, особенно, детей от этих процессов. И здесь есть два пути. Или путь воцерковления праздника через очищение от сексуального контекста и наполнение христианскими смыслами, проповедующими целомудрие как ценность. Благо истинное житие мученика Валентина даёт для этого все возможности. Или путь полного отказа от праздника с вымещением из информационного и образовательного пространства. Это потребует достойную альтернативу.
В любом случае проблемность самого праздника никак не должна влиять на почитание святого Валентина. Мы должны отказаться от оскорбительной риторики в его сторону. А для этого необходимо с ответственностью и вниманием относится ко всякому слову, озвученному и написанному нами в публичном пространстве.
иеромонах Никодим (Коливатов)
2015, 2019 гг.
Просмотров (460)