Путь в 25 лет… 

Божественная Литургия в Праздник Покрова Пресвятой Богородицы в п.Умба

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября с.г. в Кафедральном храме Воскресения Христова посёлка Умба прошли торжества, посвящённые 25-летию восстановления прихода и начала возрождения Православия на Терском берегу.


Накануне после всенощного бдения была совершена заупокойная служба по всем усопшим настоятелям, клирикам, ктиторам и прихожанам Воскресенской церкви Умбы.

Причастие в строящемся кафедральном храме.

Утром 14 октября в строящемся Кафедральном соборе во имя Всех Кольских Святых отслужена Божественная Литургия, которую возглавил четвёртый настоятель умбского прихода с 2003 по 2015 годы игумен Давид (Дубинин). Ему сослужили действующий настоятель прихода иеромонах Никодим (Коливатов), иерей Валерий Некрасов и диакон Александр Мельник. На ектении по «Рцем…» прочитана молитва о скорейшем завершении строительства собора. По окончании Божественной Литургии было возглашено «многая лета» празднующему в эти дни 50-летний юбилей игумену Давиду (Дубинину). За богослужением молились прихожане и многочисленные паломники.

Награждение Архиерейской грамотой.

После праздничной трапезы был совершён торжественный акт с концертом, посвящённым 25-летию возрождения прихода. Во время торжественного акта вспомнили основные этапы развития прихода и итоги последних 25 лет. От лица Правящего Архиерея Североморской епархии архиерейской благодарности удостоены два первых старосты возрождённого прихода – Галина Киселёва и Любовь Крутова. Ещё более 40 человек были отмечены приходскими наградами. С поздравлением приходу обратились глава муниципального образования Терский район Геннадий Попов и глава администрации Терского района Наталия Самойленко. Концертную программу подготовил народный коллектив «Фольклорный хор» (БМУДК).

О возрождении прихода.

Терский берег – был христианской колыбелью Кольского Севера. Здесь возникли два первых храма – Никольский в Варзуге и Воскресенский в Умбе. Терский берег дал большую часть святых нашего края. Отсюда берёт свои истоки кольское монашество. Здесь возникло первое духовное учебное заведение. Без малого половина тысячелетия шло развитие нашей малой родины в русле Православной Церкви.
Но произошедший духовный кризис и революция 1917 года привели к власти в нашей иные силы, враждебные Христу и Его Церкви. К 1940 году были закрыты все храмы Мурманской области, многие священники были репрессированы, народ потерял свою идентичность и сам уничтожил свои святыни. Не минула эта трагедия и Умбу.
Потребуется пятьдесят лет, чтобы страна очнулась и вспомнила свои подлинные ценности, чтобы люди вновь повернулись к Богу.
В марте 1990 года на депутатский приём к Галине Петровне Киселёвой пришла группа из 10 человек во главе с ветераном войны Клавдией Степановной Талых, обратившаяся с просьбой о помощи в открытии православного прихода. Можно считать это событие отправной точкой долгого пути к возрождению древнейших храмов Кольского Севера. Конечно, 28 лет назад об этом никто не думал как о чём-то значимом, эпохальном, как и не понимали, сколько придётся пройти, чтобы достичь поставленной цели. Три года создавалась группа активистов, составлялись списки учредителей, искались помещения под приход… Центральную роль на этом этапе сыграла Галина Петровна Киселёва.
Неоценимую помощь в период борьбы за открытие прихода в Умбе оказал тогдашний глава Терского района Виктор Владимирович Диденко. Именно в те годы были заложены те отношения плодотворного сотрудничества районной администрации и православных приходов Терского берега, ставших залогом возрождения Православия в нашем крае.
25 января 1992 года на имя епископа Архангельского и Мурманского Пантелеимона было направлено прошение 21 активиста о создании православной общины в Умбе. 11 февраля владыка благословил провести учредительное собрание. На прошедшем в районном доме культуры собрании была создана община без образования юридического лица. Дальше необходимо было добиться признания от государства прихода и получить священника. Обе задачи оказались непростыми. Трижды составлялись и переправлялись списки общины, причём «рекрутировали» в общину в буквальном смысле на улице, точнее в магазине.
Через год община состояла из 32 членов-подписантов, большинство из которых смутно представляло, что именно они добиваются. 25 февраля 1993 года епископу Пантелеимону было направлено ещё одно обращение об открытии прихода. На этот раз 10 марта владыка дал благословение игумену Никодиму (Каленчуку) провести учредительное собрание.
20 сентября 1993 года в местном ДК прошло Учредительное собрание под председательством отца Никодима, на котором окончательно сформировался список общины и был принят Устав. В октябре Устав был утверждён владыкой Пантелеимоном. Начался поиск настоятеля.
29 ноября 1993 года отделом юстиции Мурманского облисполкома было выдано свидетельство о регистрации устава религиозного объединения «Умбский приход Русской Православной Церкви».
Ещё в самом начале пути по созданию православного прихода в Умбе владыкой Пантелеимоном были поставлены две задачи: найти место для проведения богослужений и найти священника. Формальным местом нахождения прихода был расселённый дом по адресу улица Дзержинского дом 36, но за год поиска настоятеля здание стало непригодно для служб и начались новые поиски. Новым местом был избран дом, в котором до 1992 года находился детский сад «Теремок». Более года, до декабря 1994-го, Галина Петровна Киселёва с помощниками боролась за передачу приходу здания.
Намного сложнее было найти священника. В тот период после десятилетий гонений на Церковь открывалось множество храмов, как по стране, так и у нас в области, а священников явно не хватало. Как вспоминает Галина Петровна Киселёва, в поисках настоятеля она приехала в Колу к отцу Никодиму и там увидела молодого иеромонаха – отца Никанора, которого и стала просить на Терский берег. Отец Никодим благословил кандидата съездить на Терский берег и посмотреть на фронт работы. Осенью 1994 года отец Никанор посетил Умбу и совершил первые службы в Оленице и Кашкаранцах (в Умбе и Варзуге тогда мест для богослужений не нашлось). Наконец 26 декабря 1994 года был назначен первый после 1937 года настоятель – иеромонах Никанор (Трофименко).
За годы настоятельства отца Никанора было сделано очень много. Заложены основы православных общин в Умбе, Варзуге, Кашкаранцах, Чаваньге и других сёл Терского берега. Отремонтированы приспособленные под храм помещения. Создана воскресная школа. Создан приходской хор. Велась активная миссионерская и духовно-просветительская работа. Именно при нём создан костяк общины, сохраняющийся и 25 лет спустя. К сожалению, отца Никанора рано не стало.
Его сменил протоиерей Владимир Андрианов. В этот период продолжилась работа по благоукрашению храма и прихрамовой территории, была осуществлена попытка восстановления исторического Воскресенского храма в Умбе-деревне. Именно в его настоятельство была обретена первая знаковая святыня прихода – икона с частицей мощей священномученика Илариона (Троицкого). Многие его духовные чада стали опорой не только для отца Владимира, но и для последующих настоятелей.
С 2003 по 2015 годы настоятелем Воскресенского прихода был отец Давид (Дубини), ставший для многих духовным ориентиром и настоящей опорой в жизни. При нём воскресная школа достигла своего расцвета. Был заложен, а позже перенесён на нынешнее место будущий кафедральный собор, начались работы по восстановлению храма в Оленице.
Приходу в Умбе более 550 лет, с момента возрождения – 25. В рамках истории эти 25 лет ничтожно малы, но именно небольшие отрезки бывают переломными. И правда, в духовном плане Терский берег и Умба за четверть века совершенно изменились. И дело не только в возрождённых храмах, но, прежде всего, в людях. Христианство вновь становится значимым для местных людей, как это было все предыдущие периоды. Церковь меняет жизнь людей, задаёт новые векторы их развития, придавая смысл земному бытию. За 25 лет очень много сделано, но это ставит ещё большие задачи. Перед нами необозримое поле духовного делания, целью которого является спасение во Христе.

иеромонах Никодим (Коливатов).

Просмотров (232)

Комментарии закрыты.