Ответ епископа Митрофана на вопрос корреспондента сайта «Православие и мир».
ВОПРОС: Маленькая зарисовка из саамской деревни (Ловозерские тундры): с восхищением рассказывает «главный саам» о «великой целебной силе национальных лопарских богов» (правда, вся эта сила сказывается почему-то почти исключительно на половой сфере), настойчиво рекомендует, едва ли не требует положить перед идолами пусть небольшую, но сумму — «иначе не подействует». Такому-то идолу молятся только в таких случаях, другому идолу — в иных. Главное — положить деньги и попросить о помощи. — И все это входит в повествование о подлинной самобытности лопарей.
Вопрос: по Вашему мнению, является ли идолопоклонство признаком самобытности какого бы то ни было народа? Вопрос второй: идет ли речь в этом случае, на Ваш взгляд, действительно о религии? Кстати сказать, сам «главный саам» стоит под иконой свт. Николая, прибитой к косяку («помогает!»).
Далее. Туристы, подавляющее большинство — русские, у многих видны нательные кресты — с восторгом прямо бегут к группе идолов, кланяются, гладят, целуют истуканы, кладут деньги. То, что «Русь крещена, но не просвещена», понятно. Но есть же какие-то границы, за которые не имеет права переступать даже номинально крещеный человек? Чем вызван, по Вашему мнению, такой радостный, дикий даже ажиотаж как бы православных туристов, приехавших знакомиться с землей Русского Севера? Чем опасен этот восторг? Опасен ли вообще, или же это просто глупая дань моде, и ее легко можно простить, не заметить, сославшись на: «Ну, не все же у нас грамотные. Зато все крещеные. Ничего, Бог простит».
Далее. Могли бы Вы посоветовать что-либо вот таким вот «туристам» (кстати, их детям тоже — ведь целые группы школьников валят в подобные туристические объекты, где проходят вот такие «уроки»)? Как нужно себя вести человеку, знающему, что ему предстоит столкнуться с нехристианской культурой/верой? А как себя вести, когда думал, что все будет хорошо, но вот тебя чуть ли не силком, за компанию загоняют к идолам?
Что бы Вы посоветовали организаторам таких «просветительских» поездок, да и самим людям, называющих себя саамами?
То, о чем Вы рассказали, на мой взгляд, яркая иллюстрация той духовной пустыни, что оставило в наследство нашим людям прошедшее столетие. Эта, по сути, смехотворная ситуация с вырезанными неким ловким мошенником деревянными «лопарскими богами», у профессионала вызывает одну реакцию, выраженную словами: «и смех, и грех». Посетителей этой, так называемой, «лопарской деревни», как сейчас принято говорить, просто «разводят на деньги».
Кратко о древних лопарских верованиях. Объектами религиозного почитания лопарей являлись так называемые «сейды», разновидность мегалитов, иногда напоминающих каменные менгиры. Каждый из этих особо приметных камней принадлежал конкретному лопарскому роду, территориальной общине – «сийту». Отсюда схожесть со словом «сейд», с мегалитом который помогал лишь своему «сийту». Кроме того, главными «помощниками» каждого лопаря в быту были личные, предаваемые по наследству «падшие духи» или, по-простому, бесы. Но они тоже общались лишь со своим хозяином. Единственно, лопари могли торговать своим умением предсказывать, гадать и прочие магические услуги, что обеспечивали им наследственные духи. Так что, языческое верование лопарей очень замкнутое и воспользоваться их «духами» постороннему, к счастью, невозможно. Да и не приведи Господь, если случайно «подцепишь» чужого беса – беснование тяжелейшее духовное расстройство. И уж точно, никаких бородатых скульптур из дерева лопари не изготавливали и о чем-либо просить эти поленья просто смешно. До 1917 года все лопари были крещеными, посещали Православные церкви и от греха язычества береглись. Случаев возвращения к помощи «богов» древности было совсем немного. В XX веке все перемешалось: атеизм стал вполне уживаться с язычеством и примитивным суеверием.
Если же серьезно и по большому счету рассмотреть происходящее, то перед нами лишь маленький пример колоссальной проблемы страны, которую можно назвать – духовная безграмотность. Она очевидное и неизбежное следствие, того чудовищного эксперимента, который был проведен над несчастным русским народом богоборческой властью коммунистов в XX веке. Когда начиная с 1917 года все силы атеистического государства были направлены на обслуживание «мифа о земном светлом будущем», где невиданные материальные блага изольются на человека, как «из рога изобилия». Вся мощнейшая политическая, научная, культурная и идеологическая машина страны имела конкретную задачу – убедить каждого, что существует и важна только материальная сторона жизни, то есть – «мир видимый». Все остальное, что относится к «миру невидимому», к миру духов – отнесли в разряд «поповских сказок» рассчитанных на невежество темных масс. Православную Церковь практически уничтожили, а то немногое, что осталось превратили в некое «гетто». Таким образом сословие священства, как подлинных профессионалов в сфере духовного мира и тайных знаний исключили из жизни народа. Руководителями страны была официально провозглашена цель проводимого эксперимента: сформировать к 1977 году новый тип людей, новую общность – «советский народ».
И если бы в те годы в такую «лопарскую деревню» привели группу туристов, состоящую из «идеологически подкованных» коммунистов, комсомольцев и пионеров и попробовали бы их обрабатывать подобным образом, то идолы были бы немедленно порублены и сожжены, а экскурсовод получил бы срок по статье 58-10 УК РСФСР «Антисоветская пропаганда или агитация».
Но закончился срок Божьего наказания Руси, и богоборческая идеологическая машина рухнула вместе с Советским Союзом, пропагандистские клише и атеистические фантомы коммунизма улетучились и в душах русских людей окончательно образовалась абсолютная духовная пустыня. Но как справедливо замечает народная мудрость: «свято место пусто не бывает». В каждом человеке живет врожденная религиозность, как неистребимое понимание того, что далеко не все в этом мире можно постичь силой рационального ума, что существует невидимое «нечто», некая иная реальность со своими неумолимыми законами.
В этой связи вспоминаю свой опыт завершения безбожного, коммунистического прошлого и неожиданного открытия для себя реальности «иного» мира. Помню, как тогда в 90-е годы XX века я в полной мере окунулся в обольстительные оккультные практики. Магические салоны в Петербурге росли как грибы после дождя. После недавнего атеистического оболванивания такая реакция общества была вполне закономерна. Я воочию убеждался в реальности сил невидимого мира, в возможности выйти с ними на контакт, получить от них сокрытое знание и реальную помощь от падших ангелов.
Много позже, придя к истинной вере Православной, я поспешил искренне покаяться в этих недостойных христианина заигрываниях с «хвостатыми и рогатыми» богоборцами. И теперь, оценивая с христианской точки зрения те «чудеса» и подаваемую ими очевидную «помощь», я твердо знаю, что все те, привлекаемые с помощью магических приемов силы тьмы, по своей природе абсолютно злы. То есть, являясь творением, в свое время проклятым Богом, они не способны делать добро по определению. Таковы законы жизни в мире падших ангелов и нарушение их не возможно, ибо контролируется всей бесовской иерархией и зиждется на страхе жестоких наказаний.
Эти невидимые нам, услужливые помощники, навсегда связаны неумолимым законом Божьего проклятия, произнесенного над ними: «и сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты» (Быт.3,14). Потому, все творимое служителями князя тьмы, будет ограничено непременным условием: то видимое благо или добро, которое, казалось бы, несет в себе обращение за помощью к падшим духам и их служителям должно быть неукоснительно компенсировано превосходящим злом и страданиями в ближайшем будущем. Расплата человеку за общение с силами тьмы и наивное его упование на тварь вместо Творца, наступит непременно, в виде еще более серьезных проблем, или же трагических жизненных обстоятельств. Каждый, кто прибегал к помощи сил тьмы, обращаясь с магам, гадалкам, «целителям», экстрасенсам и т.п., и, возможно, даже получал некую помощь, спустя срок непременно признается, что взамен он «получил по полной».
Спасти человека от такого тяжкого исхода может лишь только Сам Господь, через отречение от сил тьмы, и через вовремя принесенное искренне покаяние, через таинство Исповеди.
Всегда помните, что силы тьмы любить нас не могут – они могут лишь ненавидеть. По-настоящему любит нас только Господь, поскольку Он наш Отец Небесный. Потому и просить все потребное нужно у Него, и у Его Пречистой Матери Богородицы и у всех великих угодников Божиих, которыми так богата наша родная Православная Церковь.
Просмотров (345)