Праздник сердца.

Церковь Бориса и Глеба на реке Паз

ФОТО

Казалось невероятным совершить паломническую поездку за тысячи километров к святому месту, откуда на Севере начинается Русская земля. И дело не в том, что такое паломничества требует времени и средств. Оно ограничено сложностью  получения пропуска в пограничную зону (пропуск изготавливается более двух с половиной месяцев), непредсказуемостью погодных условий суровой северной природы, и возможностью паломничества не более, чем дважды в год, в мае и в августе. Поэтому паломники из Никеля и Заполярья были удивлены появлением в их группе человека из Москвы в этот день.

По снежному насту

День солнечный, светлый, теплый выдался пятнадцатого мая, когда преодолев два контрольно-пропускных пункта, автобус остановился на площадке у плотины гидроэлектростанции Борисоглебска. Дальше группа двинулась по снежному насту пешком.

Дивная картина представилась взору: между скал величаво несет свои прозрачные воды река Паз; снежный покров, достигающий толщины более метра, ослепительно сияет на солнце; воздух прозрачен и чист. Тишина нарушается лишь хрустящей корочкой ледового наста под ногами.

Из снежной траншеи

Под высокой скалой, у самого берега реки нас встречает храм святых мучеников страстотерпцев князей Бориса и Глеба. Нарядный, красного цвета,  с зелеными куполами, он словно сошел с полотен художника Васнецова, или ярких картин Кустодиева.  Сегодня престольный праздник. После долгой зимы храм наполнился солнечным светом, в потоке которого звучит победная песнь: Христос Воскресе! И в душах тех счастливых людей, что по милости Божией оказались сегодня здесь, откликается сердце, наполненное светом Христовой любви: Воистину Воскресе.

Табличка на месте алтаря древней церкви

Воистину воскресе!  Так было и пятьсот лет назад, когда после долгих скитаний «по лесам и по горам, и в пропастях земных», истерзанный сокрушением о своем греховном прошлом,  пришел в эти места преподобный Трифон Печенгский. Святой Апостол Севера, просветитель «Лопи дикой», на нем пророчески исполнились слова Спасителя: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». Воистину воскресла от греховного мрака пропащая душа будущего прославленного святого.

Река Паз

К сожалению и в наше время, как и сто лет назад, когда в житии преподобного Трифона были опущены страницы его кровавого разбойного прошлого, можно услышать непонимание со стороны верующих, мол, как  «человек войны», «боец», гроза Остерботнии атаман Митрофан (так звали преподобного Трифона в миру), и ныне почитаемый святой  — как все это совмещается в одном человеке? От незнания ли, от искушения, или по маловерию происходят эти недоумения. А по слову Господа: «человекам это невозможно, Богу же все возможно».

Водосвятный молебен

В притворе храма паломники пишут записки, ставят свечи на подсвечники. В этом древнем погосте деревянная церковь – единственное строение, если не считать маленькой кельи монаха Досифея, едва различимой за деревьями. В храме служится водосвятный молебен, и все вокруг окропляется освященной водой. Предстоятель на Литургии — игумен Давид, наместник Свято-Троицкого, Трифонов-Печенгского монастыря, сослужит ему духовник епархии, отец Александр, настоятель храма Рождества Богородицы в Заполярном. Почти все паломники причащаются Святых Христовых Тайн. Сияют их лица, порозовевшие от теплых солнечных лучей, от свежего воздуха заповедной земли, от только что совершившегося  чуда приобщения Тела и Крови Господа нашего, Иисуса Христа. Двигаясь крестным ходом вокруг храма, мы останавливается у  реки.

Скит на берегу реки Паз

Берег реки принадлежит Норвегии, и лишь небольшой кусочек с храмом — наша исконно-русская земля, с которой на севере начинается Россия. В своей книге «Кольский Север в Средние века» Владыка Североморскй и Умбский Митрофан задается вопросом: почему  лопари из Норвегии так упорствуют в желании организовать регулярные поездки в это святое место? Желание соседей побывать в скиту окружено ореолом тайны. «Не можем спокойно умереть, не посетив место сие» — так говорят они, не вдаваясь в подробности. Что это за тайна, хотелось узнать бы и мне. Но как тут поймешь, не увидев все своими глазами? И вот, на уровне  личных ощущений, понимаю, что здесь преобладает благодать Божия, о которой молимся, которой желаем, к которой стремимся. Вода ли – текущий образ жизни, скалы ли – краеугольный камень истины Христовой, земля ли – хранительница молитвенного подвига святого преподобного Трифона и продолжателей его трудов. «Всякое дыхание да хвалит Господа». Это можно почувствовать здесь, в этом мире и тишине – желанных спутниках молитвы. Как ручеек прокладывает себе дорогу к большой воде, так и душа стремится к «источникам водным», текущим в жизнь вечную, к святым местам.

Царские врата и праздничная икона.

Часто в средствах массовой информации говорят о богатствах России, в западном и восточном мире  с  нескрываемой завистью скрежещут зубами, норовят всячески изыскать возможность оспорить территории исконных русских земель на Севере и Юге, и на Дальнем востоке. Завистники, правда, мечтают о богатствах временных, лежащих в недрах и на поверхностях земли, а настоящее богатство России – вот оно. Это наша православная вера, это наши православные храмы и монастыри, это и скит у реки Паз –  благодатный страж северных границ.

Трапеза

Как нет возможности в короткой статье уместить все впечатления от паломнической поездки, так и в десятках фотографий и видеосюжетах нет возможности ощутить всю красоту и таинственную тишину древнего погоста. В памяти остаются: проповедь отца Давида о подвигах убиенных князей, святых Бориса и Глеба, напоминающая о заповеди любви к брату своему; трапеза на берегу реки, привезенная с собой добрыми и хлебосольными паломницами – подкрепляющая, дающая силы на обратный путь. Дорога домой неожиданно осложняется  сильно припекающим солнцем. Подмерзший за ночь верхний слой снега перестал быть надежной опорой для ног. Проваливаясь по пояс, там, где утром прошлись без труда, мы на себе ощутили, что всякое доброе дело, по слову аввы Дорофея, не может не сопровождаться искушением либо до, либо после него. Особенно досталось тем, кто пренебрегает умеренностью в трапезе.

Возвращение домой

Здравствуй, Великая Русская Лапландия! Так говорю себе, несмотря на то, что паломническая поездка закончилась. Ведь Бог по своей милости открывает так много, что внутренняя работа по осознанию полученных впечатлений не заканчивается по выходу из дверей экскурсионного автобуса. Впереди еще изучение книг владыки Митрофана, чтение которых и подвигло автора этих строк на путешествие, и посещение многих славных мест Русского Севера, о котором  с прискорбием осознаешь, что оказывается, ничего о нем не знаешь, и размышления о Гипербореях, живущих за северным ветром, у берегов «Ледоватого моря».

Праздник сердца

Праздник сердца. Как это отрадно, осознавать, что настоящие Гипербореи — это не те великаны-волуты из страны Йотунхейм, как некогда называли северные земли, и не лопари-колдуны, выживавшие искусством боевой магии в средние века до того, как их просветили светом Христовым святые Трифон Печенгский и Феодорит Кольский. Но это наши современники — люди сильные духом, крепкие верой, в терпении и смирении несущие свое поистине апостольское служение здесь, в Североморске, Мурманске, Луостари, Заполярье, Никеле и на этом древнем погосте.  Слава Богу, приоткрывающему горизонты духа, направляющему на пути странствия к святыне, приводящему к людям, которые в личном ли общении, по почте и телефону, или через книгу, удивляют теплом северного гостеприимства, несут  в себе крупицы духовной радости, мудрое слово, бескорыстное служение ближнему, приглашают на праздник – праздник сердца.

Олег Клиентов, паломник.

Просмотров (137)

Комментарии закрыты.