В праздник Богоявления и накануне в крещенский сочельник во всех храмах Православной Церкви совершается чин Великого освящения воды. Этот чин совершается в воспоминание Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в водах реки Иордан.
Суть праздника отражена в Евангельских строках: «когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» ( Лк. 3:21-22). Крещение Господне это момент, когда Бог являет себя людям и открывает истину сокрытую от начала времен — Он есть Троица. «Бог Отец — гласом с неба, Бог Сын — воплотившийся — крещением, Бог Дух Святый — нисшествием на Крещаемого»(свт. Феофан Затворник). Это есть первый догмат на котором держится православная вера.
Вода освященная в этот Великий праздник называется Великая Агиасма (греч. святыня). О значении этой воды для православного человека и об отличии ее от воды, освящаемой во время водосвятных молебнов, говорит тот факт, что в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови Христовым, делается обычная канонам оговорка: «Только агиасму да пиет». Т.е. вода освященная в день Богоявления имеет благодатное свойство поддерживать духовные силы человека в те моменты, когда он не имеет возможности приобщаться к главному источнику благодати — Святым Христовым Тайнам.
Великая святыня требует к себе и особого благоговейного отношения. Употреблять ее необходимо с молитвой и натощак. Бережно хранить в чистых емкостях, предназначенных только для Крещенской воды.
Помимо освящения воды в храмах в сам день Богоявления сложилась благочестивая традиция в ночь перед праздником освящать водоемы и источники. Однако и эта традиция призвана к тому, чтобы верующие люди могли сделать над собой особое духовное и телесное усилие перед тем, как утром в храме за Божественной Литургией встретить великий праздник Святого Богоявления.
Просмотров (193)