По благословению Правящего Архиерея Североморской епархии епископа Митрофана и по инициативе кооператива «Тундра» состоялась исследовательская экспедиция к часовне Рождества Христова на озере Чесыньявр. Целью поездки в этот непроходимый край епархии было определить возможность восстановления древней саамской святыни и, по возможности, приоткрыть завесу над тайной её происхождения.
В экспедиции приняли участие сотрудник кооператива «Тундра» и краевед Иван Вдовин, уже не первый год занимающийся проблемой сохранения этого памятника духовной истории нашего края, и клирик Североморской епархии иеромонах Никодим (Коливатов), так же изучающий церковные древности Русского Севера.
Участники экспедиции были доставлены к часовне вертолётом 28 июля, который предоставила туристическая компания ООО «СПОРТФИШ ТУР». Проведя первичный осмотр памятника, они разбили лагерь. Утром следующего дня началась кропотливая работа по фиксации состояния часовни, её размеров и степени сохранности. Следовало определить, что можно сохранить, а что будет являться источником дальнейшего разрушения. Параллельно велось обследование признаков, которые в дальнейшем позволят более точно датировать время создания памятника. Ещё одной задачей стало подготовка площадки для начала восстановительных работ. Всю эту работу необходимо было провести менее, чем за сутки.
По окончании исследовательских работ отец Никодим отслужил в часовне акафист Иисусу Сладчайшему. Трепетно осознавать, что, как минимум, сто лет в этом святом месте не совершалось богослужений иерейским чином.
30 июля экспедиция завершилась. Для реставрации и детального изучения доставлены некоторые артефакты, главным из которых является купольный крест. По результатам экспедиции принято решение о реставрации часовни на месте. На первом этапе над строением соорудят специальный купол, который позволит вести восстановительные работы круглогодично.
О часовне Рождества Христова: попытка реконструкции её облика и истории.
Часовня плохо сохранилась. Значительная часть первоначальных венцов утрачена ещё в XIX веке. Они заменены тёсаными брусьями. Примерно, к тому же столетию относится притвор и купол с крестом. Крыша притвора полностью утеряна еще 20-25 лет назад, её доски полностью истлели под влиянием влаги и превратились в труху. Крыша центрального объёма обвалилась под тяжестью снега к 2004 году (доски и элементы перекрытия почти полностью сохранились, но не пригодны для повторного применения).
По предварительной оценке можно сказать, что часовня построена в границах конца XVII – конца XVIII века. Об этом свидетельствует характер сруба нижних венцов, форма стыков чашек и прокладка мхом, характерные для данного периода. Скорее всего, изначально часовня была квадратной в плане размером 400Х400 см и высотой до потолка 200-220 см. Справа от алтарной части вырублено световое окно. Крыша была двускатной. Приблизительная высота часовни под основание креста составляла в период строительства 250-270 см. Полуразвалившийся купол XIX века и балка его опоры свидетельствуют, что первоначально купола не было и крест крепился непосредственно к коньку. Можно предположить с достаточно высокой степенью уверенности, что общая высота часовни с крестом достигала 300-320 см. Уверенно можно утверждать, что сруб был изготовлен в каком-то другом месте, а потом перенесён и собран на нынешнем.
В XIX и ХХ веках часовня перестраивалась и подновлялась. Как предполагает Иван Вдовин, возможно, часовня переносилась (однако, это маловероятно). Скорее всего, в середине-второй половине XIX века к часовне был пристоен притвор из тонкого бруса (первоначальный размер 115Х75 см, высота – 200 см) и устроена маковка, сохранившаяся в абсолютно сгнившем состоянии до наших дней. Позже заменялись верхние венцы основного объёма, но очень спешно. Причём, использовался тонкий пиленый брус низкого качества. Судя по клеймам на стенах, как это установил Иван Вдовин, ремонтными работами в часовне занимались представители лопарского рода Шаршиных. Примерно в конце XIX-начале ХХ века часовня была обшита тонкой широкой доской. Судя по сохранившейся самодельной утвари, часовней продолжали пользоваться и в советское время. Однако, к 50-60-м годам святыня была окончательно заброшена.
Судя по воспоминаниям очевидцев, ещё до конца 80-х годов прошлого века в часовне сохранялись иконы и некоторые предметы утвари. По следам можно судить, что на восточной стене располагался достаточно массивный иконостас. Некоторые из икон были писанными, но были и бумажные, остатки одной из них в виде доски, на которую был наклеен образ Богородицы, нашла экспедиция. Из утвари до нас дошли: упомянутая доска от иконки, самодельный аналой первой половины ХХ века (части второго аналоя были разбросаны вокруг часовни), два самодельных листовых подсвечника и фрагмент светильника, прикреплявшегося к потолку основного объёма.
Найденные и обследованные материалы поставили перед членами экспедиции ряд важных вопросов. Самое главное, когда именно возникла часовня на этом месте?
Иван Вдовин предположил, что часовня связана с миссией кольского священника Алексея Симонова и построена, соответственно, в январе 1681 года (согласно отчёта данного клирика – РГАДА, Ф. 137, Оп. 2, Д. 114). На это указывают два момента: во-первых, наименование во имя Рождества Христова, во-вторых, клейма «воронежских» лопарей. Однако, описи XIX века чётко говорят, что часовня в Воронежском погосте сгорела и до начала XX века так и не была восстановлена. Кроме того, место, где находится нынешняя часовня отдалено от вышеуказанного погоста почти на 50 километров.
В качестве рабочей гипотезы, можно предположить, что данная часовня достаточно древняя (вероятно, то же связана с миссией священника Алексея Симонова). Скорее всего, она построена семиостровскими саамами, к которым относись территории от Харловки и Лявозеро на западе и до Дроздовки на востоке. Лявозеро было и местом зимних стоянок семиостровской лопи, и местом контактов с «воронежскими» и ловозерскими сородичами, и местом, где кольские священники могли окормлять эту часть коренного населения. Часовня была не только духовной скрепой крещёных саамов, но и служила своеобразным ориентиром племенных границ. То, что часовня находилась здесь изначально свидетельствует и лопарская топонимика; здание находится у озера Чесыньявр («чесынь» — часовня, «явр» — озеро).
К 30-м годам XIX века часть семиостровцев окончательно оседает на берегах озера Лявозеро, образуя отдельный погост. Вероятно, к этому времени относится первые ремонтные работы в часовне. Именно тогда потребовался притвор. Судя по найденным гладким камням, очень похожим на закладные, можно предположить, что в часовне некоторое время был престол. Но вскоре в Лявозерском погосте появилась своя часовня и нужда ходить за пять вёрст отпала. Новую жизнь святыня обрела, когда сгорели часовни в селе Воронье (бывший лопарский погост, а с 1861 г. – сельское общество) и Лявозерском погосте. Так как часовня Рождества Христова была ближайшей к этим беднейшим поселениям, именно она играла роль духовного центра. Видимо, именно по этой причине жители села Воронье участвовали в восстановительных работах и оставили свои родовые клейма на стенах часовни. Конечно, это всего лишь версия, которая отчасти может объяснить происхождение данной святыни и почему она возникла именно здесь.
Известно, что Лявозерский погост к концу XIX века приходит в упадок. Местные саами разбредаются по возникающим новым поселениям. Ещё в 1860-е годы, видимо, часть лявозерских лопарей ушла в Воронье, позже многие поселились в Териберке и Рынде. Осевшие на летнем погосте в Барышихе слились с ловозерцами. К 1926 г. в погосте оставалось по переписи 8 человек. В первой половине 30-х годов ХХ века погост окончательно исчез.
Конечно, часовню посещали лопари и позже, особенно из Вороньего (о чём есть косвенные свидетельства последних жителей этого села), но процесс ветшания уже начался. Определённую негативную роль сыграли охотники и геологи, останавливавшиеся в этих местах. Так или иначе часовня превратилась в развалины.
На данный момент можно выделить ряд аспектов истории изучаемой святыни. Во-первых, часовня возникла на Чесыньявре не ранее конца XVII и не позже конца XVIII века. Во-вторых, в 30-50-е годы XIX века она серьёзно перестраивалась и ремонтировалась. В это время она играла роль религиозной доминанты в данном районе. С конца XIX века она постепенно теряет своё значение, а с 30-х годов ХХ века почти полностью забрасывается людьми. Эти предварительные соображения могут служить отправной точкой для серьёзного научного исследования Православия в центральной и северной Лапландии. Возвращение святыни и её истории является важнейшим моментом в возрождении Православия на Кольском Севере.
В статье использованы фото Ивана Вдовина
Просмотров (471)