Записки паломника.
Ранним мартовским утром, мы паломники Североморской епархии вошли в святые Врата обители Введенского ставропигиального мужского монастыря. Здесь спасались, и спасали тысячи и тысячи других душ, 14 великих старцев, преподобных отцов Оптинских, 12 из которых мощами находятся в монастыре, а двое преподобных, безвестно захоронены в местах их последних мученических подвигов, во времена советских гонений. Это преп. Никон — исповедник и преподобномученик Исаакий.
Е.Н. Поселянин пишет об Оптиной: «В трех верстах от Козельска, на правом, лесном берегу не широкой, но глубокой и сплавной реки Жиздры, на полугоре, от которой начинается густой сосновый бор и расположена Оптина Пустынь».
Происхождение Оптиной остается неизвестным. Предположительно строили ее сами подвижники по призванию свыше, покаянными слезами, трудом и молитвой.
Когда воцарилась на Руси династия Романовых, обители были пожертвованы земли. При Петре I пустынь была упразднена, но через 2 года по прошению вновь открыта. Это был период оскудения, который продолжался и во времена царствования Екатерины II. К концу 18 века была восстановлена общежительная жизнь митрополитом Московским Платоном.
Духовное же возрождение Оптиной началось лишь 30 лет спустя, когда было принято решение епископом Калужским Филаретом об устройстве скита. Обитель вновь оживает, возрождаясь в даровании благодатного старчества.
Духовный расцвет Оптиной связан с именами ее великих старцев: преподобных Льва, Макария, Моисея, Антония, Амвросия и их последователей. Старчество укреплялось благодаря деятельности преп. Макария, продолжало процветать при преп. Амвросии и последующих великих преемниках. Братство Обители, имело широкое освящающее влияние на свой народ.
И до сегодняшнего дня, дух мира Христова, обретенный через святое старчество, ощущается всеми посетителями обители. Эта атмосфера сосредоточенности и тишины охватила и нас паломников.
Перед революцией в Оптиной было около 300 монахов. В то время, в Россию, началось проникновение западно-европейской культуры, и становилось все больше людей, не понимающих нашего истинного православия, сохраненного Церковью. Октябрьский переворот 1917 года показал падение человеческой души, оторванной от Бога. Монастырь был закрыт, монахи изгнаны, многие арестованы, сосланы и погибли в лагерях. Обитель была разорена, разграблена и поругана.
Промыслом Божиим, в год тысячелетия Крещения Руси 1987г., Оптина Пустынь была возвращена Русской Православной Церкви. Сейчас в Оптиной около 180 монахов.
Монастырь впечатляет своими размерами, архитектурой и духовной атмосферой. В плане, монастырь имеет форму квадрата. В его центре находится главный храм – Введенский собор, а вокруг него крестообразно расположены церкви: Казанской и Владимирской икон Божьей Матери и преп. Марии Египетской. Самым первым после разорения был восстановлен Введенский собор.
В течение дня главные храмы обители: Введенский, Казанский и Владимирский, всегда открыты. Всем желающим благословляется свободный вход и доступ к святыням: чтимым иконам и св. мощам преподобных отцов и Старцев Оптинских. За рощей монастыря располагается скит, в котором живут монахи.
С началом восстановления монастыря, в рощу вновь возвратились птицы, покинувшие ее в годы разорения.
На Пасху 1993 года в Оптиной Пустыни были убиты три её насельника: иеромонах Василий (Росляков), иноки Трофим (Татарников) и Ферапонт (Пушкарев). Иноки Ферапонт и Трофим звонили на колокольне, возвещая Пасхальную радость. Они были убиты первыми. Иеромонах Василий шёл в скит исповедовать молящихся, но у скитских врат, спеша на помощь братьям, был настигнут убийцей.
В 2004 году вышла в свет книга Нины Павловой «Пасха Красная», о трёх Оптинских монахах, убитых на Пасху. Это летопись событий, составленная на основе воспоминаний о новомучениках и рукописей, оставшихся от них.
Над местом погребения убиенных монахов была построена часовня, в честь Воскресения Христова. Оптинские монахи официально ещё не прославлены, но среди христиан почитаются святыми. Их любят, молятся им — и получают помощь.
За 5 дней проведенных в Оптиной, наши паломники посещали богослужения: Божественные литургии, молебны, панихиды в часовне, акафисты особо чтимым святым и иконам. Окунались в монастырском целебном источнике прп. Пафнутия Боровского. И, конечно же, потрудились на уборках в храмах и часовне.
А наиболее настойчивым, удалось пройти на встречу наместника монастыря архимандрита Венедикта с паломниками Оптиной.
Побывали в Шамордино, посетили Клыково, Тихонову пустынь. В Пафнутиев-Боровс ком монастыре, основанном в 14 веке, останавливались с ночлегом и посещением ранней Литургии.
Поездка насыщенная, богатая впечатлениями, с ощущением благодатной радости святого места, навсегда останется в памяти и незримой молитвенной связи с преподобными старцами.
В Оптиной, мы встречали монаха беседующего с людьми, это схимонах Евфимий, ему уже далеко за 70 лет, и пишет он духовные стихи. Они очень просты и искренни. Несколько таких стихотворений, дал мне после исповеди иеромонах Антоний, и сказал: — «поделись с другими». Одним из них, делюсь с вами:
Сегодня БОГ явился утром рано… Он жалобы и просьбы принимал…
И людям из кувшина без обмана желаемое в сердце наливал.
Но не у всех открыто было сердце, и место есть для чуда не у всех.
То завистью, враждой закрыта дверца, то жадность не дает налить успех…
А у кого- то до краев разлита, печаль и безысходность, вот беда.и БОГ жалел, что сердце так укрыто, любви хотел налить, да вот куда?
и БОГ грустил, что люди не умеют, сердца и души чистить от обид.
Они с годами в сердце каменеют и сердце превращается в гранит.
и БОГ ходил, смотрел и улыбался, когда в сердцах любовь Он к ближнему встречал.Когда Он видел жертвенность, единство, Он брал кувшин и от души им счастье бережно вливал…
А люди постепенно расплескали подаренную БОГОМ благодать
И всех вокруг в утрате обвиняли, забыв в себе самих вину искать.
Ведь если б мы могли прощать и верить, любить благодарить и отпускать,то БОГ бы мог не каплей счастье мерить – кувшин чудесный мог бы весь отдать!
Сегодня БОГ явился на рассвете. Огромный ящик с просьбами у ног…
А рядом лишь один без просьб конвертик: «Благодарю за все Тебя, мой БОГ…»
Возвратились мы из семидневного паломничества, перед самым началом Великого поста, в свои приходские храмы, чтобы с церковной молитвой, в прощении и покаянии, начать дело спасения своей души, в благодатное время поста, назначенное нам Церковью.
Анисимова Е.А.
Просмотров (5406)