19 марта, в субботу 1-й седмицы Великого поста, епископ Североморский и Умбский Митрофан совершил Божественную Литургию в Свято-Никольском храме г. Полярного.
За время начавшегося Великого Поста это была первая Божественная Литургия. Владыке Митрофану сослужили протоиерей Сергий Мищенко, протоиерей Леонид Сулоев и протоиерей Александр Козачук.
Храм был наполнен людьми, причащалось несколько десятков человек.
19 марта в России отмечается День моряка-подводника, поэтому особая молитва звучала за подводников, отдавших свои жизни за Отечество. Также, в этот день Владыка Митрофан сугубо молился за жертв авиакатастрофы, произошедшей в Ростове-на-Дону этой ночью, на борту Boeing-737 было 62 человека.
По окончании Божественной литургии в память святого великомученика Феодора Тирона епископ освятил коливо (вареный рис с добавлением меда и фруктов).
Традиция такого освящения весьма древняя. В 362 году греческий император Юлиан Отступник в насмешку над христианами приказал тайно окропить идоложертвенной кровью все съестные припасы, продававшиеся на рынках Антиохии. Отступник от христианской веры хотел таким образом осквернить верующих, которые строго постились в первую неделю Великого Поста.
Но великомученик Феодор (сожженный в 306 году за исповедание веры Христовой) явился во сне епископу Евдоксию, рассказал о распоряжении Юлиана и дал совет — вместо оскверненной пищи употреблять в течение недели коливо.
По окончании Богослужения Владыка Митрофан обратился к прихожанам с архипастырским словом о значении Великого поста в жизни каждого христианина:
— Пост — это сердце православного христианина, наше сокровище. Это то, что завещали нам предки, и мы пытаемся сохранить во имя Господа нашего Иисуса Христа то, от чего стремится уйти мир. Русская Православная церковь категорическим образом настояла на включении в документы Всеправославного Собора формулировки о том, что нет никаких оснований для сокращения, уменьшения и послабления поста в богослужебной жизни Церкви Православной. У нас есть Типикон, есть наследие наших предков. Мы, как Ортодоксальная Православная церковь, неукоснительно держимся этих преданий.
Послабления в пост могут быть связаны с болезнями и серьезными обстоятельствами, не позволяющими соблюдать его, например, военнослужащим, несущим боевую службу. Иных причин не соблюдать пост нет.
— Для нас Великий пост — это битва, — сказал Владыка Митрофан. — Мы вышли на сражение с Князем Тьмы, чтобы Русь вновь вернулась к званию «Святая Русь».
Поздравив присутствующих с завершением 1-й седмицы Великого поста, Владыка нацелил всех на твердое и неукоснительное соблюдение требований Церкви. Ведь пост — это, прежде всего, работа души, молитва, смирение, долгие церковные службы, обязательное их посещение, поклоны и сосредоточение в мыслях.
Епископ Митрофан напомнил слова из Книги Бытия о том, что после грехопадения Адаму и Еве даны были «ризы кожаные», в которых мы с вами и находимся. Наше тело перестало быть легким и ангелоподобным, стало напоминать тело животного мира. Пост нацелен на то, чтобы истощить эти ризы. С одной стороны, они нас защищают от видения падших духов, а с другой стороны, мы не можем общаться с миром Вышним, нам трудно услышать Господа и его Святых.
Пост дает возможность уменьшить «толщину» нашей грубой плоти, подготовившись, выйти навстречу Господу воскресшему, подойти к празднику Пасхи с небывалой радостью от ощущения того мира, который мы утратили и стремимся вернуть.
Особое внимание Владыка уделил тому, что время поста — это время сугубых молитв об усопших, которыми мы можем изменить их участь. Многие наши близкие, жившие в безбожном 20-м веке, ушли неготовыми, и сейчас мы можем им помочь. Это очень важная Божья справедливость. Единство мира Горнего и Дольнего. Нашими молитвами мы отдаем свой долг им за ту любовь, заботу, воспитание, прощение и помощь, которую они нам давали при жизни. И когда-то о нас помолятся те, кто будет жить после.
В конце своей проповеди епископ Митрофан еще раз поздравил прихожан с пройденной 1-й седмицей Великого поста и нацелил всех на трезвение, аскезу, неленостное исполнение этого великого покаянного события.
Просмотров (22)