Кафедральный храм Воскресения Христова посёлка Умба обрёл новую знаковую святыню — частицу мощей святого священномученика Никодима (Кононова), епископа Белгородского. Этот святой тесным образом связан с Русским Севером, послужив ему как агиограф и гимнограф местных святых. Именно он был составителем одной из редакций жития преподобного Трифона Печенгского и акафиста ему.
В среду 2 марта 2016 г. в день памяти святых апостолов от 70-ти Архипа и Филимона в Епархиальном управлении Белгородской митрополии, в Троицком домовом храме которой покоятся мощи священномученика Никодима, по благословению митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна состоялась передача святыни. Секретарь Белгородского епархиального управления протоиерей Алексий Москаленко передал мощевик с частицей иеромонаху Никодиму (Коливатову).
5 марта перед началом всенощного бдения воскресному дню святые мощи были изнесены из алтаря под пение тропаря, кондака и величания Никодиму Белгородскому. После чтения шестопсалмия и мирной ектении у мощей соборно отслужен акафист священномученику. В этот вечер, помимо прихожан, присутствовали и паломники из Североморска-3. Отцу настоятелю сослужили иерей Алексий Якушко, иерей Алексий Серов и диакон Александр Мельник.
Торжества продолжились на следующий день. При достаточно большом стечении прихожан и паломников после Литургии отслужили молебен священномученику Никодиму, а настоятель произнёс проповедь, посвящённую памяти этого удивительного подвижника начала ХХ века.
О священномученике Никодиме (Кононове)
Будущий мученик за веру Христову родился в 1871 году в селе Тельвиска Мезенского уезда Архангельской губернии в семье священника Михаила и Клавдии Кононовых. Окончил Архангельскую духовную семинарию (1892 год) и Санкт-Петербургскую духовную академию (1896 год) со степенью кандидата богословия. На четвёртом курсе академии принял монашество с именем Никодим, в честь преподобного Никодима Кожеезерского. Рукоположен в сан иеродиакона, затем иеромонаха. Магистр богословия.
С 1896 года был смотрителем Александро-Невского духовного училища. 30 августа 1901 года возведён в сан архимандрита. С 1904 года являлся ректором Калужской духовной семинарии. Его служение в Калуге пришлось на сложное в экономическом и политическом отношении время, и к началу 1909 года неожиданно выяснилось, что у семинарии образовался дефицит в 18643 рублей. Значительную часть проблем ему удалось решить, но не все.
С 1909 года был ректор Олонецкой Духовной семинарии. В 1909—1910 годы архимандрит Никодим занимался просветительской и миссионерской деятельностью среди карел и финнов. Был автором книг о подвижниках Архангельской и Олонецкой земли, житий преподобных Иова Ущельского и Трифона Печенгского, а также являлся одним из главных составителей многотомного труда «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII—XIX столетий». В 1910 году была опубликована его книга «Старец отец Наум Соловецкий, подвижник-карел». Кроме этого, им были написаны несколько сборников жизнеописаний святых угодников Божиих Санкт-Петербургской и Вологодской епархии, а также подвижников Соловецкого монастыря. Занимался историей старчества. Являлся также автором акафиста святителю Иоанну Златоусту.
В 1911 году рукоположен во епископа Рыльского, второго викария Курской епархии. С 15 ноября 1913 года — епископ Белгородский, первый викарий Курской епархии. Много потрудился в связи с открытием святых мощей святителя Иоасафа Белгородского. В годы служения в Курской епархии им были составлены две молитвы святителю Иоасафу, а также большой труд «Житие, прославление и чудеса святителя Иоасафа». Под руководством епископа Никодима и при его непосредственном участии были изданы три тома консисторских дел, связанных с деятельностью святителя Иоасафа, в Свято-Троицком мужском монастыре воссозданы его покои, музей святителя Иоасафа, обладавший обширным фондом документов.
После Октябрьского переворота иерарх не побоялся открыто встать на защиту Православия и не скрывал своего отрицательного отношения к новой власти. В 1918 году участвовал в Съезде архиереев юга России в Киеве, после окончания которого через фронт возвратился в Белгород. В своих проповедях он обличал насилие и убийства, совершаемые большевиками.
7 января 1919 года, в праздник Рождества Христова, был арестован ЧК. По просьбе верующих, требовавших отпустить владыку местные чекисты «освободили» его на один день, а просивших за него — арестовали. Одну из групп верующих, протестовавших против ареста епископа, возглавила жена священника, начальница 2-й женской гимназии Мария Дмитриевна Кияновская, которая сразу же была арестована как «руководительница контрреволюционной демонстрации» и расстреляна. На следующие сутки епископ был повторно арестован и вскоре также расстрелян.
Существует несколько версий расстрела белгородского архиерея. Согласно одной из них, он перед расстрелом благословил производивших расстрел китайцев, которые категорически отказались стрелять в епископа, несмотря на угрозы. Были вызваны другие исполнители казни, к которым владыку вывели в солдатской шинели, чтобы замаскировать его духовный сан. Тело епископа было брошено в общую могилу. Ежедневно возле этой могилы служились панихиды. После прихода в Белгород Белой армии его мощи были перенесены в Свято-Троицкий мужской монастырь и погребены близ раки святителя Иоасафа Белгородского.
Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 13-16 августа 2000 года был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских. 2 ноября 2012 года в Белгороде был вскрыт склеп с останками православного иерарха, предположительно принадлежащими священномученику Никодиму, обнаруженный при строительстве здания Белгородской митрополии на Свято-Троицком бульваре. После проведения идентификации останков Патриарх Московский и всея Руси Кирилл определил: «Найденные останки признать мощами священномученика Никодима (Кононова), епископа Белгородского. Внести в месяцеслов Русской Православной Церкви дату обретения мощей священномученика Никодима 20 октября / 2 ноября 2012 года».
Просмотров (179)