«Возрождение духовно-нравственных традиций российского воинства на примере Североморской епархии». Доклад епископа Североморского и Умбского Митрофана на научно-практической конференции «Служение военного духовенства на современном этапе развития Вооруженных сил» в Военной Академии Генерального штаба.
Наша Североморская епархия – особая. Это епархия северных морей. Когда произошло разделение Мурманской области на две епархии, то все побережье от Норвегии до Кандалакшского залива было отдано в новую, Североморскую епархию. Теперь это тысяча километров побережья с военными базами и гарнизонами. Именно поэтому, первоочередной задачей для всего нашего духовенства стала отработка нового механизма, который активно формируется сегодня в армии и на флоте и связан со становлением института военного духовенства. И надо признать, что на сегодня уже есть определенные наработки и достижения. Однако следует отметить, что мы имеем значительную специфику в работе по этому направлению. Эта специфика обусловлена тем, что столкнулись с ситуацией, когда две, пожалуй, самые консервативные общественные структуры – Церковь и армия – строго и ревностно отстаивающие свои традиции, каноны, уставы, раз и навсегда заведенные порядки, должны постараться «взаимопроникнуть» и начать активно и плодотворно взаимодействовать. Конечно же, это очень непросто. Но, как и везде, есть свои плюсы и минусы. О минусах я уже сказал – Церкви трудно втиснуться, войти в жесткий распорядок дня, уставы, расписания военной жизни. Что касается плюсов, то несомненно таковым является единоначалие. Если главный закон армейской и флотской жизни – «делай как я» будет в полной мере работать, то дело пойдет. Поэтому мы очень рассчитываем, что командир в этом процессе духовного возрождения, воцерковления воинских коллективов поведет подчиненных за собой.
Мы же, часто сталкиваемся с тем, что команда желающим военнослужащим на посещение храма дается, однако отцов командиров в том храме не оказывается. Здесь, в здании Академии Генерального Штаба, мы видим прекрасный храм, и как докладывал заместитель начальника Академии, педагоги непременно участвуют в Литургии. В войсках, на флоте пока все не так. Молодые офицеры, лейтенанты приходят из училищ духовно неграмотными, и не могут быть лидерами в духовном возрастании подчиненного коллектива. По прибытии их на флот возможности заниматься их образованием нет. Загруженность служебной деятельностью в настоящее время чрезвычайно высока, и пытаться отвлечь их и объяснять, что есть Церковь, в чем суть духовной составляющей воинского служения и прочие серьезные вопросы, крайне затруднительно. Они не успевают выполнять свои прямые обязанности по службе, а тут еще мы со своими предложениями… Флот сейчас работает чрезвычайно напряженно, порой «на износ», по сути, не покидает морей. Слава Богу, что это так, и никто не ропщет, но заниматься воцерковлением офицеров невозможно, мы для них становимся некоей помехой. Возникает вопрос, а что же происходит в училищах, когда есть время на эту учебу? В какой мере в военно-морских учебных заведениях решается вопрос о полноценной всесторонней духовной подготовке военных кадров?
Мы много об этом говорили с новым Главнокомандующим ВМФ, адмиралом Владимиром Ивановичем Королевым (мы с ним вместе одновременно заканчивали Высшее военно-морское командное училище им. Фрунзе). Адмирал предлагает организовать специальные миссионерские поездки по училищам, раскрывая важнейшее значение ликвидации духовной безграмотности и очень внимательно отнестись к внедрению новых механизмов взаимодействия с Церковью.
На своем епархиальном уровне мы постарались продвинуть решение этого вопроса. В конце 2015 года мы подвели итог совместной работы по выработке принципов взаимоотношений между духовенством и командованием, определили обязанности в недельных распорядках, в месячных и годовых планах, все это во взаимоприемлемых формулировках. В результате была издана директива Командующего Северным флотом Д-30. В этом документе нашел отражение разработанный нами регламент повседневной деятельности помощника командира соединения по работе с верующими военнослужащими. Мы очень постарались найти точки соприкосновения и взаимопонимания. Надеюсь, это удалось.
Я довел эту директиву до Святейшего Патриарха, сейчас идет стадия ее внедрения в войска и отработки на практике. Считаю это важным достижением, которое в дальнейшем можно будет применить в целом в Вооруженных силах. Здесь четко прописано, например, что является рабочим местом помощника командира по работе с верующими военнослужащими. Не секрет, что «полкового батюшку» стали воспринимать сегодня как некую реинкарнацию прошлых политработников и «особистов». И первоначально его рабочим местом стал кабинет. Так вот, мы все эти кабинеты закрыли. Рабочее место священника – это домовая (или отдельное здание) церковь при части, штабе, казарме, и гарнизонная церковь, в которых он работает с членами семей военнослужащих и военнослужащими, которые находятся на отдыхе. Вот два места его работы. Другого места или кабинета у него быть не должно. Это положение отражено в директиве. Оборудованием помещения, обустройством церкви руководит, конечно, священник, но с помощью командования, которое понимает, что Церковь живет за счет пожертвований, и других источников доходов у нее нет. Положения этой директивы идеально подходят для военно-морских баз, для пунктов дислокации отдельных крупных воинских частей.
Когда происходит работа на этом рабочем месте? Когда туда приходят военнослужащие. А прийти в храм они могут в понедельник рано утром, когда по распорядку дня предусмотрена ОГП (Общественно-государственная подготовка). Значит в этот день «втиснуться» в распорядок дня военнослужащего возможно. Мы опробовали такой подход в бригаде морской пехоты. Скажем прямо, легче всего внедрять его там, где люди знают, что в мире не спокойно, что могут отправиться в далекую командировку, из которой возвращаются подчас не все. Там проще работать, так как эти люди без принуждения крепко задумываются о смысле жизни и смерти.
Утренний подъем в понедельник, заправка коек, умывание, после чего все желающие идут в храм. А желающих оказывается очень много. Храм не вмещает. Пришлось по графику поводить богослужения. Например, сто человек придет, семьдесят исповедается и причастится. И так каждый понедельник. Отец Сергий Привалов (и.о. Председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами) привел нам евангельский образ, что верующие есть «соль», которая осаливает все общество, предотвращая его от гниения. И действительно, я вспоминаю, как был на первых полковых службах, и видел отчужденные, безразличные выражения лиц. Не было контакта, военнослужащие смотрели по сторонам и не знали, зачем они сюда пришли. И вот прошло несколько месяцев, я приехал вновь и вижу, что перемены очевидны – там появляется та самая соль. На меня смотрят другие глаза, военнослужащий понимает, зачем он здесь, стремится взять благословение, исповедоваться по-настоящему, причаститься. Вот так образуется «соль земли», которая делает коллективы здоровыми и надежными.
Мы регулярно встречаемся с командованием флота и вынуждены констатировать массу проблем. Суициды – проблема номер один, наркомания – актуальнейшая проблема. Сейчас все наркодельцы рвутся к военно-морским базам, потому что там служат контрактники, у которых есть деньги. Идет напряженная борьба, к нам обращаются за советом и помощью. Но как Церковь поможет? Только воцерковлением, созиданием народа Божьего, возвращением в коллективы духа христолюбивого воинства.
Верующий человек не может согрешить по определению. Среди верующих невозможны ни алкоголизм, ни наркомания, ни, тем более, суицид. Здесь со мной моя книга «Икона Великого князя» о Великом князе Михаиле Александровиче, брате последнего царя-мученика. Когда я изучал его жизнь, дневники, письма, для меня открылось то, что я раньше не понимал. Поступки Государя Императора, его брата Михаила, иных членов семьи Романовых определялись одним не отменным принципом: «как бы не было греха». Если даже что-то будет политически выгодно, идеологически обосновано, этого будет требовать политический момент дня, но это будет грех, верующий человек, которым и были Государь и его брат, не сможет этого сделать. Именно потому российским обществом, отступившим от веры и поправшим древние устои и традиции страны, эти люди, стали восприниматься, да и сейчас порой воспринимаются, как глупые «слабаки», со своими смешными принципами, как безвольные неудачники.
Вот в этом и состоит суть задачи, которая стоит перед нами – сделать так, чтобы военнослужащий имел крепкую веру, и потому просто не мог совершить грех, а всячески стремился исполнить волю Божию. Чтобы был способен на высший подвиг любви и, если понадобится, даже «отдать душу свою за други своя».
Просмотров (197)