Что стоит за этой просьбой, вынесенной в заглавие, и для чего мы нуждаемся в отверстии наших уст, исполненных хвалой Божией? Вопрос одновременно и прост и сложен.
Многие скажут, всё зависит от точки зрения. Но не только от этого, ещё и от способности размышлять и испытывать с помощью рассудочной деятельности интересующие нас вопросы. Вот и поразмышляем над этим вопросом с позиции православного человека.
Всем нам известно, что мир был сотворён Божественной волей. Весь тварный мир иноприроден Богу, он существует вне Бога не по месту, но по природе.
Из этого можно сделать вывод, что наш Творец и Господь, Троица Единосущная и Нераздельная присутствует в этом мире Своими проявлениями и энергиями, которые мы, православные люди именуем Благодатью. Это тот же Бог, только в Своём проявлении. Проявления эти именуются по-разному, Любовь, Долготерпение, Человеколюбие, Благость…, этих Имён нескончаемое множество, и все они не способны отразить истинную сущность Бога, так как Природа Бога и её проявления выходят далеко за границы означенных именований, Бог безграничен, непознаваемый и непостижим, потому нельзя заключать Благодать Божию в узкие рамки человеческих понятий. Но тем не менее мы произносим эти Имена, прославляем, хвалим, песнствуем и благодарим, потому что Имя Бога и есть сам Бог.
Если быть точными, то мы люди, созданные по образу и подобию Божьему, являемся имяславцами. Прославляя Имя Господне, мы прославляем Самого Бога. Для этого Господь и дал нам ум и разумную способность, чтобы мы разумно славили нашего Творца и Бога, и этой славой наполняли землю, являясь проводниками Его Божественной Благодати в этот мир.
Божественная служба, совершаемая в храме вся пронизана этим прославлением и всё подчинено этому священному действию. Молитва покаянная направлена на то, чтоб вымолить у Бога прощение всех наших грехов, чистоту нашему существу от скверны греховной, и сил, чтобы не совершать более исповеданных нами грехов. Молитва просительная, в которой мы просим всё благопотребное нам в жизни сей. И всё это венчается молитвой прославления, в которой мы возносим Величие, Святость, Человеколюбие и другие качества Божии.
Господь заботу об этом мире отдал в руки человека, облагодатствовав его разумом, словом, творческой способностью и другими дарами.
Рассмотрим некоторые случаи. Есть некто нищий, нуждающийся в помощи, и он просит об этой помощи в виде подаяния, самое разумное со стороны человека способного оказать эту помощь, посодействовать нищему. Иначе сказать, Господь посещает нас естественным образом, оказывая нам помощь через других людей, будь то подаяние, помощь в работе или вразумление. Может быть и сверхъестественн ый способ общения с Богом, но это тема уже другой беседы. По причине нежелания, нехватки времени подать или помочь, многие отвечают мол, «Бог подаст» или «Бог поможет», тем самым отстраняясь от своих прямых обязанностей по отношению к своему ближнему.
Этого не очень корректное, но увы устойчивое словесное выражение. Но ведь, Бог Сам, не отверзнет небеса и в окружении ангелов не сойдёт на землю, дабы подать или помочь нуждающемуся человеку, и в таком случае, зачем мы нужны здесь на земле, если за нас нашу работу будет выполнять сам Господь.
В Священном Писании сказано, – меньший от большего благословляется. Потому мы и прибегаем к имеющему дар и способность на это благословение человеку и просим его о преподании этого благословения, как помощи и благодатного Божьего посещения нас самих и всей нашей деятельности, естественно направленной во Славу Божию.
Наполнить эту многострадальную и искажённую грехом землю Славой Божией через благословение наша насущная задача, если мы не будем это делать сейчас и учиться этому, то кто нам даст это делать на новой земле и на новом небе в Царствии Отца нашего Небесного.
Вот и ответ на поставленный вопрос о необходимости исполнения наших уст хвалой воссылаемой нашему Богу и Творцу. Это радует наше сердце, наполняет его верой, надеждой и любовью и всем этим мы щедро делимся с ближним своим.
Как озвучить благословение пусть нам подскажет совесть и творческая способность.
Вспомним житие преподобной Марии Египетской, когда оба подвижника просили друг у друга благословение. И не сама суть очерёдности благословения, а форма, в которую облекли святые своё благословение, заставляет всех художников и поэтов века сего поблекнуть со своими творческими самовыражениями перед воспевателями Славы Божьей.
Возносимая нами слава и хвала Богу Вечному и Безграничному тоже становится вечной и безграничной как тот мир, в который мы стремимся в единстве с нашим Богом.
Из пустого источника напиться невозможно, поэтому исполним наша уста благословением в честь, славу и поклонение Троице Единосущной и Нераздельной.
Буди Имя Господне благословенно и препрославленно от ныне и до века. Аминь.
Иеромонах Варлаам (Запорожан)
Просмотров (455)