При возобновлении монастыря в конце XIX века у реки Маны (в нынешнем п. Луостари) вопрос обретения мощей преподобного Трифона постоянно находился в поле зрения настоятеля монастыря архимандрита Ионафана (Баранова). Было известно, что Сретенская церковь стоит над тремя могилами: прп. Трифона Печенгского (†1583) и его двух учеников прпмчч. Ионы и Германа Печенгских (†1589).
Сохранилось подробное описание внутреннего устройства и утвари этой церкви, построенной над этими святыми захоронениями в 1708 году. Согласно описей церкви начала XVIII века места этих могил внутри храма были обозначены раками.
В 1890 году одновременно со вступлением в должность отца Ионафана, состоялось вскрытие старого пола Сретенской церкви и произведены раскопки на месте обнаруженных трех древних могил: «После вскрытия старого пола, в земле неглубоко зарытые были найдены останки троих неизвестно кого погребенных, кости их вполне сохранились; по этому поводу отслужили над ними панихиду, зарыли в землю и поставили в головах каждого в подполе под солеею по деревянному кресту»1.Судя по сдержанному тексту сообщения настоятель монастыря архимандрит Ионафан хорошо понимал, что такие самочинные действия не могут быть признаны обретеньем мощей и останки «неизвестных» вновь «зарыли в землю». Тем не менее, факт наличия мощей под церковью был установлен.
При этом есть данные о том, что часть мощей прп. Трифона была отделена, и отец Настоятель ими распоряжался самостоятельно, предполагая скорое официальное обретение святыни. Об этом говорят наступившие приготовления: «вместо ветхой плащаницы и деревянной раки благочестивою благотворительницею архангельскою купчихою Е.С. Рыниной была прислана богатая серебряная рака со стеклянным футляром»2. Ясно, что «стеклянный футляр» необходим для предстоящего хранения мощей.
В 1894 году один из путешественников писал: «В настоящее время настоятель хочет перенести обитель к морскому берегу, к могиле 116-и мучеников, и туда же надеется перенести мощи святого Трифона»3.
Тем не менее торжеств по случаю обретения мощей прп. Трифона Печенгского так и не случилось.
Конец XIX – начало XX веков был периодом, когда РПЦ приступила к давно назревшим агиологическим вопросам, а именно, к наведению порядка в вопросе церковного почитания святых. Шла непростая работа по утверждению окончательного перечная прославленных подвижников, которая завершилась лишь в 1903 году изданием «Верного месяцеслова».
Большим препятствием к получению разрешения на обретение мощей Печенгских подвижников, являлось то обстоятельство, что отец настоятель находился в сложных отношениях с священноначалием Архангельской епархии, которое не хотело освободить Печенгский монастырь от давней зависимости от Соловецкого монастыря. В этих условиях противостояния обращаться со столь серьезными просьбами было неуместно.
Отец настоятель видел здесь иную возможность. Всесильным покровителем отца Ионафана и Печенгского монастыря был обер-прокурор Победоносцев К.П. С его помощью отец Ионафан продвигал архисложною задачу дарования монастырю статуса ставропигиального (подчинения непосредственно Святейшему синоду). Отец архимандрит дважды имел личную аудиенцию Императора Николая II – в 1899 и 1907 году. В конечном итоге монастырь был возведен в ранг ставропигиального. Но время благоприятное закончилось, началась Первая Мировая война, а в 1915 году отец Ионафан скончался.
Тем не менее, частицы мощей прп. Трифона Печенгского были обретены, и отец Настоятель закреплял их в мощевики на иконах Печенгского подвижника, для особо ценного подарка наиболее уважаемым особам.
И вот, совсем недавно обнаружена одна из таких икон украшенная старинным мощевиком с частицей мощей прп. Трифона Печенгского. Икона предназначалась для «Архиерейского дома Новоторжского монастыря». На тыльной стороне иконы свидетельство за подписью архимандрита Ионафана и его сургучной печатью.
Эта бесценная для нашего края святыня прибудет в родную обитель, в Трифонов Печенгский монастырь ко дню памяти великого «Апостола Лапландии», к Литургии 28 декабря 2015 года.
1 Записки очевидца Д. А. Ануфриева о возобновлении Трифоно-Печенгского монастыря за время с 1890 по 1916 год. Архангельск, 1916. С. 18.
2 Там же. Записки очевидца Д. А. Ануфриева. С. 18.
3 Львов Е. По студеному морю. Поездка на Север. М., 1895. С. 168, 177 прим.
Просмотров (908)