Епископ Митрофан. О преодолении атеистического подхода к историческому знанию

Занимаясь изучением древней истории Севера, никак нельзя обойти тесную её увязку с большим пластом исторических сведений, относимых современной наукой, в лучшем случае, к мифологии. Такой подход к анализу специфической исторической информации восторжествовал в науке повсеместно. Мы предлагаем с большим доверием относиться к источникам древности и свидетельствам очевидцев, касающихся предметов и явлений, могущих вызвать недоверие «серьезных» ученых. При этом надо прямо сказать, что речь не идет о покушении на современные способы и методы решения научных задач, или на иные принципиальные основы научного мировоззрения.

Мы утверждаем другое и настаиваем на том, что приход две тысячи лет назад в мир Спасителя произвел небывалые, тектонические сдвиги в мироустройстве. Благовестие Христово дало ход столь фундаментальным переменам в глубинной сути миропорядка, что невозможно сравнивать мир до Христа и после. Это разные вселенные, – миры, существующие в разных реальностях. Конечно же, в наибольшей степени это касается духовного компонента бытия.

Век, так называемого, «просвещения» возвестив наступившее «торжество человеческого разума», приступил к уничтожению всего, что сохранила человеческая память, если оно не вписывалось в рационально-атеистический метод познания. Неблагодарный «просвещенный» сын бесстыдно отвернулся от своего Отца, даровавшего ему эту свободу мыслительного процесса и спокойствие исследовательской работы. Смешной гордый человечек, возомнив себя богом, забыл ужасы своего недавнего прошлого, и более того, стал усердно трудиться над уничтожением самой памяти о том мире, где власть тьмы была абсолютной. Но ведь именно чтобы положить предел этому торжеству сил тьмы, этому безусловному духовному рабству человечества и приходил в мир Спаситель, «для сего — то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1Ин.3,8).

Но «просвещенный человек» решил приписать наступившие радикальные перемены исключительно своим заслугам, и новое качество жизни христианской цивилизации без ночных страхов и духовного насилия, объявил результатом торжества своего разума. При этом решительно отметая любые исторические свидетельства, повествующие о прежнем мире, о иной, языческой реальности. О том времени людского существования, что проходило в прямом, будничном и непосредственном контакте с реально существовавшими тварями, сущностями, объектами, как духовными, так и телесными, составлявшими объективную реальность земного бытия до прихода в мир Христа Спасителя.

Это забвение Божьих благодеяний повлекло за собой помрачение ума и пересмотр древней истории человечества – «настало время настоящего гонения. Все, ветхие, давно внесенные в историю, события подверглись подозрению, и претерпели пытку, из-за одних догадок о непозволительном укрывательстве ими басен; многие из них даже погибли в терзаниях, быть может, невинно.

На сегодня эта проблема высокомерного высмеивания многих реалий мира до Христа, с навешиванием ярлыков фантастичности, сказочности и мифологичности, имеет всеобъемлющий характер. При чем это касается не только чисто светской науки, но и в значительной степени затрагивает богословское мировоззрение. И в христианской среде нет ясного понимания того, что наступление Христианской эры, принесло не только новое летоисчисление, но и завершило прежнюю историю человечества, принеся глубочайшие преобразования, давшие начало принципиально иной реальности на земле, и укротившей некогда всемогущие силы, порожденные мировой языческой цивилизацией, долгим и плодотворным симбиозом согрешившего человечества и падших ангелов.

Не принимая во внимание всей глобальности этих внутренних процессов и вселенского масштаба сакральных перемен, наступивших в мире две тысячи лет назад, невозможно вразумительно объяснить многие свидетельства, достаточно авторитетных исторических источников народов древности, живших до Рождества Христова. Они неизбежно кажутся невероятными и соблазнительными, и просто даже неуместными для упоминания в докладах «просвещенного научного сообщества». В ход идут утверждения о склонностях народов древних цивилизаций к фантазиям, об их мифологическом мышлении, мифологическом сознании, как следствие не способности научно объяснить физические явления и правильно понять законы природы.

Эти высказывания верны лишь весьма отчасти и, ничего не объясняя по существу, парализуют творческий поиск, делая его наперед бессмысленным. Результатом такого взгляда на древнейшую историю стало изъятие из области научного исследования гигантского фактологического материала, накопленного древнейшей историей человечества, априори отнесенного к области фантазий, и снисходительно обозначенного общим термином – мифология.

Правда время от времени появлялись ученые «чудаки», типа Генриха Шлимана трезво взглянувшего на «мифическую» «Илиаду» и, в результате откопавшего реальную Трою. Или появлялись иные не приемлемые наукой странные находки археологов из Великобритании, столкнувшихся в пустыне Гоби (Уулах, Южная Монголия) со вполне реальными костными останками исполинов допотопного мира, давно и решительно признанных наукой порождением фантазии народов древности1.

Объяснения подобным недоумениям необходимо искать в ущербности самого современного метода познания, имеющего устойчивый атеистический вектор, и потому, блокирующий априори понимание того, что две тысячи лет назад началась другая история человечества. Именно поэтому, многое из того, что являлось обыденным для древнего мира, составляло его бесспорную реальность и обязательное условие существования в тех исторических обстоятельствах, а на сегодня отсутствующее в нашей действительности, – представляется нам не иначе как фантастикой. Но если чего-то нет сейчас, здесь, в нашем мире, то это вовсе не значит, что этого не было раньше, в древности. Поскольку, еще раз подчеркнем, – мы живем в другой истории. И надо уточнить, что отсчет этой «другой истории» в полной мере вступал в силу с началом христианского просвещения тех или иных земель. Для нашего случая с Кольским Севером – это XV-XVI века.

Ныне нам необходимо вернуть историческую память, признав, как непреложную истину, тот факт, что до Рождества Христова все в этом мире было иначе. Нужно постараться преодолеть надменность суждений, и не считать народы, жившие до нас глупее нас, поскольку по многим позициям они были основательнее нас, мудрее, проницательнее и серьезнее. И уж во всяком случае, приоритет признания достоверности тех или иных свидетельств истории должен всегда принадлежать очевидцам, или хотя бы, современникам2.


 

1 Атеистическая наука поспешила найти объяснение таким неудобным находкам, легко признав в них кости, неких гигантопитеков – вымерших гигантских человекообразных обезьян.

2 Об этом подробно: Митрофан (Баданин), игумен. «Проблема исторического познания мира в «постхристианской» науке» // Четвертая международная конференция «Амвросиевские чтения». Сборник статей. Милан. 2011.

Просмотров (73)

Комментарии закрыты.