22 января с.г. в рамках духовно-просветительского цикла «Возвращение на Родину», организованной певицей, лауреатом Пушкинской премии Линой Мкртчян, была проведена встреча, посвященная русскому Северу. Название встречи соединило в себе, казалось бы, совершенно разные вещи: «Североморский вечер. Духовные сокровища Русского Севера, и наша стратегия в Арктике». В ней приняли участие епископ Североморский и Умбский Митрофан, клирик Североморской епархии протоиерей Сергий Шерфетдинов, вице-адмирал, Герой Советского Союза Рудольф Голосов, капитан I ранга Серей Спиридонов и писатель Владимир Ларионов.
– Все это время Север напрямую касается моего сердца, – искренне признался епископ Митрофан слушателям. – Мы говорим сейчас не только о значении Севера, но и о нашем возвращении на родину. Государственная мудрость российских правителей всегда измерялась отношением к Северу, это аксиома. Александр Невский первым присоединил Кольский север Новгородской республики. Взоры царей российских, и особенно Иоанна Грозного были нацелены на Север, так как они понимали, что именно там наши просторы и возможности. Затем наступило прельщение Европой. Петр I своими титаническими усилиями пребывал в этой прелести «окна в Европу». Сейчас Украина цэ Европа. Но сегодня мы возвращаемся к тому, что начал Царь-мученик, Николай II, который, с началом Первой Мировой войны понял, что нужно срочно двигаться на Север и в Арктику. В 1916 году Россия строит железную дорогу на Мурман, созидает порт, закладывает громадный Никольский собор в центре города Романов-на-Мурмане. То есть Россия возвращается в Арктику с полным дыханием. Но 1917 год все-таки наступает. Слава Богу, мудрость правителей советских, в лице вождя Иосифа Сталина, тоже имела место. В каком-то смысле он воплотил замысел Николая II. Думаю, одну его цитату можно привести: «Что для нас Черное море? Это бутылка, а пробка не у нас. Балтийское море – это лохань. Северные моря – вот здесь наше «окно», наш простор, здесь мы и будем властвовать». И действительно советский флот был выведен в океан. Затем наступили 90-е годы, и мы позабыли заветы предков. Еще раз скажу: государственная мудрость правителя меряется его отношением к Северу и Арктике, пониманием того, откуда мы родом, какая в нас течет кровь, и почему мы непонятны остальному миру, загадочны и подчас страшны. Нынешнее возвращение в Арктику – это явление прощения России, это возвращение на Родину, где мы произошли. Государственную мудрость поддержала мудрость церковная, во главе со Святейшим Патриархом Кириллом, который благословил создать особую епархию Северных морей (Белого и Баренцева), которая существует уже год. И не думал я, что Господь вновь призовет меня на флот, с которым я попрощался. В 1997 году я перевернул эту станицу, принял монашество и уехал в дальнее поморское село, казалось, навсегда. Но пути Господни неисповедимы, и теперь я снова забочусь о своих братьях по крови, военных моряках, офицерах-североморцах.
По словам епископа Митрофана, пятнадцать лет, которые он провел в далеких и удивительных краях, сейчас являются очень важным духовным багажом, они для него не пропали втуне.
– Я нашел подлинную духовность севера России, это поморские села Терского берега Белого моря. Все пятнадцать лет жизни там я каялся в своей надменности и горделивости эдакого городского интеллигента, приехавшего просветить необразованных поморов. Но мне было далеко до них, до этой удивительной целостности, которая все еще хранится в заброшенных северных селах, измученных экспериментами, с развалившимися рыболовецкими колхозами и спившимися мужиками. Но именно там я увидел подлинную Россию. Что рыбак кладет в лодку, выходя в море? Снасти, что-то еще, необходимое для долгого пребывания в море. А что кладет помор? Белую рубаху на тот случай смерти. Потому что в поморской лоции написано: человеку на море страшно, он перед ним как перед самим Господом. В этом стиль жизни поморского человека, готового предстать перед Богом в любой момент, потому что шторма и погодные условия делают человека исключительно зависимым перед морской стихией.
По словам епископа Митрофана, современные могучие крейсера и непотопляемые лодки лишают человека ощущения, что перед Богом он всего лишь смешной червячок, возомнивший себя властелином мира. И тогда наступает трагедия, связанная с гибелью экипажа атомной подводной лодки «Курск». Мы пережили эти события в 2000 году, но они навсегда останутся в наших сердцах. Священнослужитель уверен, что этот рубеж «богоборчества» мы уже прошли. Именно с него начинается новое возрождение России, о чем епископ Митрофан написал в своей книге «Неугасимая лампада «Курска», названная «Лучшей духовно-патриотической книгой» 2012 года.
По материалам http://mosvedi.ru/news/russian-world/russia/18828.html
Просмотров (86)