Слово архимандрита Митрофана (Баданина) при наречении во епископа Североморского и Умбского

Архимандрит Митрофан1 ноября 2013 года в домовом храме Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Митрофана (Баданина) во епископа Североморского и Умбского.

При наречении архимандрит Митрофан обратился к Предстоятелю и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом:

«Ваше Святейшество, Святейший Владыка, Первосвятитель Русской Православной Церкви и милостивый отец! Богомудрые и глубокочтимые архипастыри Русской Православной Церкви!

Божественным произволением, по представлению Вашего Святейшества Священный Синод Русской Православной Церкви определил мне быть епископом Североморским и Умбским. В этот особый, глубоко волнительный и нежданный день я благоговею перед явленным на мне действием промысла Божия и с трепетом размышляю о выпавшем мне, недостойному, великом епископском служении.

Осознавая безмерную ответственность, возлагаемую на архипастыря, и взирая на свою немощь, я уповаю лишь на милость Божию и на всеукрепляющую силу Господа нашего Иисуса Христа. Живу несомненной надеждой на то, что Господь Своей благодатью, «немощное врачующей и оскудевающее восполняющей», восполнит и мою скудость. Лишь потому с непреложной верой и дерзновением смею восклицать вместе с апостолом: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4:13).

При этом хорошо понимаю и многообразие стоящих передо мной задач. Обширные территории, отсутствие дорог, непроходимые болота, суровый климат и полярная ночь — все же не главные проблемы Кольского края. Гораздо существеннее проблема внутреннего состояния людей, того духовного разорения и разобщенности, оскудения любви, утраты понимания подлинного смысла земной жизни, что принесли нам десятилетия богоборчества.

Создание новой Североморской епархии, верю, непременно придаст плодотворный импульс к сплочению людей Кольского края вокруг Церкви, к созиданию новых храмов, к духовному возрождению северян, и наипаче в тех труднодоступных, окраинных и сложных для проживания местах, где слово Божие особо востребовано. Образование новой епархии, епархии Крайнего Севера, благословленной согреть светом веры Христовой эти суровые берега, свидетельствует об исполнении Божьего повеления, данного благовестникам Евангелия: «и будете Мне свидетелями… даже до края земли» (Деян. 1: 8).

Являясь в течение продолжительного времени благочинным Терского округа, объединяющего в себе приходы на берегу Белого моря, я на своем опыте убедился, как возвращение Церкви в центр поморского села и начало в ней регулярных богослужений радикальным образом меняет ситуацию, возвращает, казалось бы, угасшую здесь жизнь. И, конечно же, роль деятельного епископа «как служителя Христова и домостроителя таин Божиих» (см. 1 Кор. 4:1), благодать его архипастырского окормления таких приходов имеет неоценимое значение в возрождении этих древних берегов, некогда славных своим православным укладом и благочестием.

Двадцатый век принес на землю Кольского полуострова разрушительный дух временщичества, насадил в душах северян психологию потребителей. Некоторыми из наших соотечественников этот край перестал восприниматься как родная земля, как отчий дом, а лишь как место, где можно заработать денег и, стяжав материальный достаток, покинуть его. Не искоренив эти пагубные плевелы, нельзя собрать воедино народ Божий, «Божие стадо» (1 Пет. 5: 2).

С 1976 года служу я на этих суровых берегах — вначале исполняя воинский долг в качестве офицера Военно-морского флота, а ныне призываясь возделывать ниву духовную, заботиться об укреплении Православия на Кольской земле. И, конечно же, предметом особого попечения вижу духовное окормление российского воинства, моряков Северного флота, остающихся родными для меня по крови и духу. Задачу возвращения к подлинной тысячелетней традиции защитников Святой Руси, возрождение внутренней силы христолюбивого воинства Российского, которая всегда была непонятна, страшна и неодолима для бесчисленных супостатов, покушавшихся идти на землю Русскую, я полагаю во главу угла моего нынешнего служения.

Обозревая свою жизнь, вижу в ней непрестанное действие промысла Божиего, наставляющего меня ко спасению. Я искренне благодарен своим родителям, которые дали мне воспитание и образование, и, пребывая в атеистическом обществе, тем не менее всегда учили меня главенству евангельских ценностей над всеми остальными.

Сегодня я с любовью вспоминаю своих первых приходских священников из Серафимовской церкви, что на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга, — ныне покойного протоиерея Василия Ермакова и сменившего его, ныне здравствующего протоиерея Николая Конькова, помогавших мне и наставлявших в истинной вере еще во времена моей офицерской службы в Военно-морском флоте.

Сугубо благодарю Господа за дарованную встречу с духоносным старцем архимандритом Иоанном (Крестьянкиным), благословившим меня на путь монашеского служения.

И, конечно же, всем решительным и благодатным переменам в моей новой жизни во Христе я обязан Высокопреосвященнейшему митрополиту Мурманскому и Мончегорскому Симону, взявшему на себя непростой труд отцовского окормления уже сложившегося человека, и вот уже 15 лет с терпением и любовью ведущему меня по пути служения Господу и стяжания Его благодати.

В эти волнующие дни я вновь и вновь обращаюсь к великим подвижникам Кольского Севера: преподобным отцам Трифону Печенгскому, Феодориту Кольскому и Варлааму Керетскому и всему собору Кольских святых, к церковному прославлению которых я удостоился приложить свои исследовательские труды, и прошу их быть моими ходатаями и поручителями пред Господом и, предстоя у Престола Божия, испросить милостей и благоденствия всем жителям «страны полнощной» и мне недостойному.

Со смирением молю Ваше Святейшество и вас, святители Христовы, не оставить меня в своих архипастырских молитвах и испросить у «Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия» (Евр. 4:14), дабы не лишил Он меня Своей милости, покрыл мои недостатки, умудрил меня и дал сил достойно нести епископское служение во славу Триединого Бога и ко благу Святой Православной Церкви. Аминь.»

Просмотров (40)

Добавить комментарий