Продолжение интервью с настоятелем Свято-Андреевского морского кафедрального собора.

Продолжение интервью с настоятелем Свято-Андреевского морского кафедрального собора протоиереем Александром Козачуком, взятое в канун пятилетия храма.
– Как удалось заполучить на освящение собора самого патриарха?

– Когда нужно было строить храм, я какие только пути не искал, чтобы найти финансирование. Необходимо было привлечь предпринимателей, да и обычных людей. Призывал помогать, причем некоторым на протяжении многих лет говорил, что освящать храм приедет сам святейший патриарх. Казалось бы, авантюра, я понимал несбыточность этой мечты, но в то же время уверенность, что однажды патриарх действительно приедет, меня не покидала. Ну не может он не приехать в столицу Северного флота!

У патриарха есть традиция посещать по-возможности новообразованные епархии, и североморской в этом смысле повезло. Он действительно посетил Кольскую землю. Прилетев, из мурманского аэропорта вертолетом отправился в Луостари, в Трифонов Печенгский монастырь. А оттуда сразу в Североморск, где сперва посетил корабли, а затем приехал к нам, совершил малое освящение храма и отслужил всенощное бдение в канун праздника Преображения Господня. Люди, которым я говорил, что приедет патриарх, приняли это как должное. А для меня это было реальное чудо!

– Какие еще известные церковные люди побывали в соборе?

– Приезжал схиархимандрит Илий (Ноздрин), духовник патриарха. Он был во многих местах нашей епархии, в том числе, в Варзуге. Вместе с митрополитом Митрофаном (Баданиным) и командующим СФ Николаем Евменовым наведался на остров Сальный, где осматривал место под строительство 30-метровой (с учетом постамента) статуи святителя Николая Чудотворца на входе в Кольский залив. Старец Илий благословил всех на это дело. Проект существует, но реализовать его пока не получается. Впрочем, я уверен, что это лишь вопрос времени.

– В прошлом году, помнится, привозили иконы для главного храма Вооруженных сил России в парке «Патриот» в Кубинке.

– Причем, дважды. Эти иконы возили по разным городам. Сначала это был образ Андрея Первозванного, главный для придела храма ВМФ, где он сейчас и находится. А после – главная икона этой церкви Спас Нерукотворный (триптих), который был заказан за счет личных средств президента России Владимира Путина. Если на то пошло, каждый верующий – это, цитируя апостола Павла, «воин Христов». Я это выражение понимаю впрямую. Здоровый милитаризм, тема брани, и не только духовной, тема защиты Отечества в Церкви всегда присутствовала.

– Как спустя пять лет «чувствует» себя собор, приходилось ли что-либо ремонтировать?

– Регулярно что-то делаем. Храм садится. Бревна в местах соединения с крышей отходят. Поэтому бывают протечки. Прямо сейчас предстоит очередной этап кровельных работ. Дерево дышит, набирает влагу. Есть современные технологии, так называемые «теплые швы» (межвенечные), по сути, это способ герметизации между бревнами. Для домостроительства в США и Канаде сейчас это норма, но для храма – очень дорого, пока не потянем.

– А храм вообще теплый?

– В целом, да. За счет того, что на обоих этажах сделаны теплые полы. Но если бы мы с помощью технологии «теплый шов» законопатили храм с внешней стороны, он стал бы еще теплее, требовалось бы меньше энергии для обогрева. Обогрев, напомню, осуществляется за счет электрокотла. В системе отопления используется антифриз, который идет в трубах под полом. Зимой за электроэнергию приход платит 45-50 тысяч, летом – тысяч 10-15.

– Многие ли церковнослужители получают зарплату?

– Священнослужители получают жалованье, остальные – премии. Речь здесь, прежде всего, о хоре, который поет в соответствии со своим графиком, и сотрудниках церковной лавки, находящихся в соборе с утра до вечера. На оплату труда уходит свыше половины средств прихода.

– Давайте вспомним самые отчаянные дни пандемии, как коронавирус отразился на жизни прихода?

– В Мурманской области, в отличие от крупнейших городов, отношение к религиозным организациям со стороны властей было более мягким. Закрывать храмы нас все-таки не заставляли, но политика соблюдения всех предписанных санитарных норм была довольно жесткой. Мы ежедневно занимались дезинфекцией собора, просили людей применять индивидуальные средства защиты и соблюдать дистанцию. Воздерживались от лобзания икон, руки священника, до сих пор используем одноразовые стаканчики для запивки. И так далее.

– А в отношении доходов?

– В самые тяжелые месяцы они упали на 70%. Мы, используя соцсети, просили прихожан делать перечисления на содержание храма и его персонала. Подавать дистанционно записки о здравии, упокоении, переводить средства на свечи – литургии-то ведь служились. Отчасти это помогло. Было тяжело еще и от непонимания того, что ожидает нас в дальнейшем. Что ли в таксисты идти, чтобы семью прокормить, или что делать? Спасибо епископу Тарасию, который отменил на два месяца епархиальные взносы. Далеко не во всех епархиях так поступили. За счет того, что епархиальным управлением, которое существует за счет взносов с приходов, были ранее накоплены определенные средства, и оно выжило, и мы.

– Сейчас привычная жизнь восстановилась?

– В целом, да, но по моим оценкам после пандемии в храм вернулись не все. Зато в последние три-четыре месяца я стал видеть военнослужащих с наших кораблей. Вот сегодня (15 августа – авт.) среди общего состава мужчин было пять человек военных, это молодые люди до 30 лет. Раньше, по сути, никто из моряков в храм не ходил. На День флота пожаловал генерал, но это скорее разовое явление. Пришел поблагодарить Бога.

– Что нужно Андреевскому собору для развития общины?

– Приход нуждается в причтовом доме. Мы с вами беседуем в одном из подсобных помещений цокольного этажа, это неудобно. Здесь, например, не устроишь воскресную школу, потому что для детей, согласно предъявляемым требованиям, в помещении нужна вентиляция. Дом для причта позволит иметь собору внебогослужебное общение. Этого не хватает на православных приходах. Служба службой, но у мирян в церкви должна быть возможность более тесного общения, а также реализации своих талантов. Общины тогда станут крепкими, сильными и привлекательными для людей невоцерковленных. В этом я вижу своего рода возрождение церкви, возвращение к истокам.

– Почему при храме нет детской воскресной школы?

– То, что было сказано выше, я бы перенес и на школу. По моему субъективному мнению, в классической школе особого смысла нет. Дети приходят в воскресенье, опять, как и в течение всей недели, садятся за парты и начинают зубрить катехизис прошлых веков. Это не работает. Поэтому дети, молящиеся в храме, это редкость. В 13-14 лет они из храма уходят, им неинтересно. И дай Бог, чтоб они вернулись в более осознанном возрасте. Детям хочется общения. Мне нравится клубная система типа скаутинга. Взрослые должны с детьми что-то делать вместе. В походы ли ходить, в паломничество, участвовать вместе в каких-то играх.

– Помимо причтового дома есть какие-то планы, может быть, мечты?

– Мечтаю об историко-патриотическом комплексе. По дороге, которая ведет к штабу флота, хочется сделать аллею с рабочим названием «Аллея героев исторической Руси» с бюстами величайших людей нашей истории в ретроспективе. Начиная с князя Владимира, Александра Невского, Пересвета, Дмитрия Донского, включая адмиралов Ушакова, Нахимова, до героев Великой Отечественной и выдающихся людей нашего времени – Романа Филиппова, Александра Прохоренко. Хотя бы 20 бюстов с описанием их деяний. Чтобы мы ощущали связь времен.

На территории храма хочется установить скульптуры Николая Чудотворца и Андрея Первозванного. Также – соорудить из дерева Великую Андреевскую колокольню, она же – реестровый (то есть, действующий) маяк. В крайнем случае, стилизованный. Чтобы на всех четырех его сторонах располагались башенные часы. А в основании можно было бы устроить большую часовню либо крестильный храм с купелью.

Также хочется полностью сделать ограждение. А на пролетах ограды выгравировать металлические рельефы наших кораблей, дивизий, чтобы присутствовал флотский колорит.

– Много ли священников прошло за эти годы через собор?

– Можно сказать, что Свято-Андреевский приход стал источником духовенства для Североморской епархии. Можно назвать иеромонаха Никодима (Коливатова), который сейчас настоятелем в Умбе, иерея Вячеслава Бондарева – в Авиагородке, иерея Павла Чидемяна, который служит в нашем старом приходе по ул. Комсомольской.

Отдельно следует сказать о ключаре собора – протоиерее Сергие Чериченко, который ныне отвечает практически за всю богослужебную деятельность церкви. Мы с ним в одно время начинали, пересекались в Мурманске. Затем его направили на «пятачок» Териберка– Лодейное-Туманный. Материально содержать даже самого себя, не говоря уже о семье, на этих приходах было невозможно. Он там продержался полгода, после чего я попросил перевести его в наш храм, и с тех пор он стал моим помощником.

– Кого бы из мирян вы могли отметить?

– У нас есть хор, в котором поют порядка восьми человек, руководит певчими регент Марина Витязева. Староста прихода, по совместительству алтарник, а также генеральный директор компании проектирования и строительства, Вадим Елисеев. Благодаря ему многое было сделано во всех отношениях: провели воду, меняем двери на цокольном этаже, для него не составит труда и колокольню спроектировать. Всего алтарников – пять человек, среди них есть военнослужащий Александр Слепов. Церковной лавкой руководит Алла Минакова, ей помогает Екатерина Григорук. В общей сложности актив прихода – это 20-30 человек.

Игорь ГЛУЦКИЙ.
Фото из архива редакции и А.Козачука.
Источник: https://s-vesti.ru/news/society/36848-ne-avantyura-a-chudo/

Просмотров (30)

Комментарии закрыты.