В храме Казанской иконы Божией Матери соборно почтили память сщмч. Филумена Святогробца.

Божественная Литургия в день памяти сщмч. Филумена.

29 ноября  в день памяти священномученика Филумена Святогробца духовенством Североморского благочиния была совершена соборная Божественная Литургия. Это богослужение ознаменовало собой начало почитания в Североморской епархии удивительного святого нашего времени, жившего и пострадавшего на земле, с которой началась история нашего спасения. 

Икона сщмч. Филумена с частью одеяния в его крови.

Может показаться, что мы сами выбираем себе святых заступников, но в действительности это они берут нас под свое крыло, делая выбор согласно со всеблагой и непостижимой волей Божией. Впервые о священномученике Филумене — святом, прославленном Греческой Православной Церковью и окончившим свой земной путь в Самарии в монастыре у колодца Иакова (Ин.4:4), многие в нашей епархии услышали на годовом собрании 29 ноября 2016г. Это был день его  памяти и Владыка Митрофан перед  своей итоговой речью коснулся его жития и выразил надежду на то, что Филумен Святогробец будет покровительствовать нашей епархии. Спустя почти год мы стали свидетелями ответа на молитву Владыки. 4 ноября 2017 года в престольный праздник храма Казанской иконы Божией Матери г.Североморска епископом Митрофаном была внесена и подарена приходу икона сщмч. Филумена с частью его окровавленного одеяния. Святыня совершенно особая, ведь в ранние века христианства именно на одеяниях мучеников, пропитанных их кровью, совершалась главное Таинство Божественной Литургии — Преложение Святых Даров.  В этот день стало ясно, что почитание священномученика теперь будет только расти и сегодняшнее богослужение стало очередной вехой на этом пути, ведь впервые в нашей епархии Божественная Литургия совершалась сугубо в честь этого святого.

Вот так, Божиим промыслом, географически очень далекий святой стал нам очень близок и его ответ на наши молитвы, приносимые с верой, не заставит себя долго ждать.

Священномученик Филумен (Хасапис) Святогробец.

сщмч. Филумен

Священномученик Филумен, в миру Софоклис Хасапис, родился на Кипре 15 октября 1913 года.

Когда ему было 14 лет, он вместе со своим братом Александром стал насельником кипрского монастыря Ставровуни, по преданию, основанного святой царицей Еленой. Прожив в монастыре несколько лет, братья переехали на Святую землю в Иерусалим и поступили в греческую Святогробскую школу в Иерусалиме.

Во Святом Городе киприоты приняли монашеский постриг с именами Филумен и Елпидиос. Однако вскоре их земные пути разошлись. Иеромонаха Елпидиуса пригласили в Александрйискую православную Церковь, а Филумен остался служить в юрисдикции Иерусалимского патриархата, и вся его оставшаяся жизнь была неразрывно связана со Святой Землей.

В 1939 году он окончил семинарию и нес различные послушания в Иерусалимской Патриархии. Началась Вторая мировая война. В это непростое для всего мира время Филумен вел обычную монашескую жизнь. Несколько лет подвизался в долине Кедрон в лавре святого Саввы — удивительной обители, в которой по сей день нет электричества.

В ноябре 1944 его рукоположили во иеромонаха. В течение более чем 30 лет он был настоятелем нескольких монастырей и храмов Святой Земли — в Яффе, Рамалле, иерусалиме. В том числе в монастыре Архангелов в Иересалиме , в котором в середине XIX века, при архимандрите Порфирии (Успенском) и иеромонахе Феофане (Говорове) располагалась первая Русская Миссия. Перед последним назначением архимандрит Филумен подвизался в монастыре на территории храма Гроба Господня в Иерусалиме, поэтому и был впоследствии назван Святогробцем.

В мае 1979 года архимандрит Филумен был назначен игуменом монастыря при колодце Иакова городе Сихем в Самарии, который находился вблизи мусульманских и иудейских поселений, также претендовавших на это место. Спустя 30 лет после этого назначения Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил III вспоминал в Первосвтительском слове, что братия Святого Гроба Господня сразу же по назначении отца Филумена в Сихем называла его новомучеником, тем самым предсказав его страдальческую кончину.

В Самарии архимандрит Филумен прослужил всего несколько месяцев. В конце ноября в монастырь пришли несколько человек и потребовали убрать от колодца Иакова кресты и иконы, потому что символы христианства мешали им молиться в этом священном для них месте. Настоятель отказался, напомнив, что колодец Иакова — православная святыня уже многие сотни лет.

Фанатики ушли, пригрозив, что если настоятель не уберет христианские символы, то должен приготовиться к худшему.

Через неделю, 29 ноября 1979 года, архимандрит Филумен (Хасапис) был убит. Убийцы ворвались в храм перед вечерней, топором нанесли в лицо две раны (от лба до подбородка и от уха до уха, как бы прочертив крест), по частям отрубили пальцы правой руки, которыми складывается крестное знамение, и выкололи глаза. Также фанатики разрубили храмовое распятие и осквернили священные сосуды.

Через шесть дней тело архимандрита Филумена было погребено на кладбище Братства Гроба Господня на горе Сион.Убийца архимандрита Филумена был признан психически невменяемым.

Четыре года спустя, 30 ноября 1983 г. Патриарх Иерусалимский Диодор в сопровождении греческих епископов, архимандритов, священников и монахов, совершил открытие мощей архимандрита Филумена. Останки были почти полностью нетленными. Их обмыли, обернули новым покровом и положили в Троицком храме греческой семинарии на Сионе, а спустя несколько месяцев в новом гробе снова похоронили на Сионе.

Почитание его как мученика началось с самого начала. В 1985 г. его мощи, по благословению патриарха Диодора, были перенесены в храм Святой Троицы патриаршей школы на Сионе и покоились там в стеклянной раке. Почитание распространялось и на родном для архимандрита Филумена Кипре: в 1999 году митрополит Морфийский Неофит благословил составление службы мученику и в 2000 — писание иконы. Иерусалимский патриарх Ириней, по решению синода, тогда же внес имя архимандрита Филумена в святцы.

 

Просмотров (120)

Комментарии закрыты.