В Борисоглебском скиту Божественной Литургией почтили память протоиерея Константина Щеколдина.

Во время Божественной Литургии

В среду 18 октября в церкви святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба состоялась Божественная Литургия с Архиерейским служением. В этот день Правящий Архиерей епископ Митрофан в сослужении духовенства епархии: наместника монастыря игумена Давида (Дубинина), протоиерея Александра Маркова, протоиерея Александра Зайцева, протоиерея Сергия Шерфетдинова, иерея Вячеслава Бондарева, иерея Павла Чидемяна, иеродиакона Феодорита (Линкова) почтили память замечательного подвижника, просветителя лопарей — протоиерея Константина Щеколдина.

Лития на могилке протоиерея Константина Щеколдина.

После Литургии на могиле отца Константина была отслужена заупокойная лития, в которой поминали как самого настоятели Борисоглебской церкви, так и его ближайших соратников, захороненных рядом. Это богослужение явилось завершающим в этом сезоне, ведь впереди зима и не смотря на то, что скит будет жить полной жизнью и продолжит созидаться, паломничество в эти святые места будет затруднено.

Борисоглебская церковь ранним утром.

Тему святости этого далекого уголка — жемчужины Североморской епархии затронул в своей проповеди Владыка Митрофан. Он обратил внимание присутствующих на то, что даже лопари, будучи еще язычникам, чувствовали особую красоту и сакральность этих мест. Это подтвердилось и впоследствии, когда здесь проповедовал великий подвижник Кольского севера преподобный Трифон Печенгский, а продолжателем его дела в XIX веке стал протоиерей Константин Щеколдин. Как подчеркнул Владыка, Божий план неизвестен никому и может быть именно с этого или другого подобного святого места начнется Духовное возрождение всей России.

Вход в пещерный храм преподобного Трифона.

Перед отъездом все участники Богослужения посетили пещеру преподобного Трифона, которая расположена на территории скита, немного поодаль Борисоглебской церкви. Здесь ведутся постоянные работы по устройству пещерного храма, в котором можно будет служить Божественную Литургию. Да и в целом весь Борисоглебский скит преображается и готовится к будущей полноценной самостоятельной жизни. Работы очень много, но чем она сложнее, тем больше ощущается молитвенная поддержка преподобного Трифона, отца Константина и всех, кто когда-то подвизался в этих святых местах.

Просветитель лопарей Мурмана.

Отец Константин в кругу семьи.

В 1867 году выпускник Архангельской семинарии священник Константин Щеколдин был направлен в Борисоглебскую церковь на реку Паз на границе с Норвегией. Образованный, усердный священник первое время мало что мог сделать для обездоленных, полунищих лопарей, да и сама маленькая церквушка, созданная некогда преподобным Трифоном Печенгским, пришла в полную ветхость. Но в то время Церковь была ещё не отделена от государства. Распространения Православия в России, на её окраинах, за её пределами Российские Императоры и члены Царской Семьи считали своим первейшим долгом. Таких взглядов придерживался и один из младших сыновей Государя Александра Второго Великий Князь Алексей Александрович. Когда он прибыл на реку Паз на корвете «Варяг» и увидел бедственное состояние храма, то сразу же принял меры, чтобы исправить положение. После молебна морские офицеры провели подписку и собрали 605 рублей на сооружение приличного храма. Затем Святейший Синод дал на постройку новой Борисоглебской церкви 31.067 рублей 49 копеек. Церковь была торжественно освящена в воскресенье 25 августа 1874 года. Великий князь Алексей Александрович пожертвовал храму много икон и четыре перемены священнических облачений и одежд: парчовые для торжественных служб, шёлковые для повседневного ношения и бархатные для траурных богослужений. С этого периода начался настоящий расцвет Борисоглебского прихода.

Отец Константин Щеколдин являлся поборником школьного обучения лопарских детей. В этом он видел один из способов поднять благосостояние и культуру коренных обитателей Мурмана.

Первое время священник обучал ребят молитвам на русском языке, поясняя их смысл на лопарском.

В соседней Норвегии существовало обязательное обучение детей с 8-летнего возраста. После неоднократных обсуждений Святейший Синод постановил открыть церковноприходскую школу в Пазрецком погосте. Встал вопрос, где её строить. По совету К. Щеколдина здание срубили не близ церкви Бориса и Глеба, а в зимнем погосте, на берегу реки Колос, соединённой с рекой Паз. Школа строилась в расчёте на 24 ученика, достаточно просторная и высокая.

Преподаванием безвозмездно занимался отец Константин и псаломщик Василий Ивановский. Отец Константин сам носил в школу дрова и топил печки. Всех кончивших школу более 30 мальчиков.

Воспитанники отца Константина охотно посещали занятия, хорошо понимали и усваивали материал: «Читают и пишут на русском языке… Большинство знает 3−4 языка: родной, финский, норвежский и русский». «При врождённой впечатлительности и восприимчивости лопарей учение идёт успешно и бойко», — отмечали современники.

О подвижничестве, «энергии и любви к делу отца Константина» писали петербургская журнал-газета «Гражданин» и «Московские ведомости». К. Щеколдин был награждён орденами Святой Анны третьей степени (28 мая 1892 г.), Святой Анны второй степени (31 октября 1905 г.) и Святого Владимира четвёртой степени (6 мая 1910 г.).

Как преподаватель К.П. Щеколдин считал необходимым обучать детей не только на русском, но и на родном языке лопарей. Но для этого нужны были соответствующие пособия. Возможность издать их представилась лишь в середине 1890-х годов, когда в губернском центре Архангельске активно действовал Комитет православного Миссионерского общества, ставивший целью «перевод на местные инородческие наречия богослужебных и иных книг».

Щеколдин стал членом переводческой комиссии упомянутого комитета и перевёл Евангелие от Матфея на лопарский язык. В этом ему постоянно помогала жена Мария Козьмовна, безупречно, во всей полноте лексикона, знавшая язык местных лопарей. «За труды по переводу святого Евангелия от Матфея на лопарский язык» отец Константин был награждён бархатною фиолетовою скуфьёю и удостоен звания «почётного члена Архангельского Комитета православного Миссионерского общества».

В 1895 году Комитет православного Миссионерского общества в архангельской типолитографии издал составленную К. Щеколдиным «Азбуку для лопарей, живущих в Кольском уезде Архангельской губернии».

Скончался отец Константин 18 октября 1916 года.

Автор статьи «Протоиерей Константин Щеколдин — просветитель лопарей» — Дмитрий Анатольевич Ермолаев Главный археограф отдела научного использования и публикации архивных документов ГАМО. 

Просмотров (312)

Комментарии закрыты.